«Снова станет широко использоваться старое-доброе "сарафанное радио"»
Юлия Василевская — об уплате трехпроцентного сбора с доходов от интернет-рекламы
Депутаты Госдумы приняли поправки в Закон о рекламе, согласно которым с 1 апреля 2025 года распространители и рекламные агенты будут выплачивать сбор 3% с доходов от интернет-рекламы. При этом из-под действия поправок выведены сайты вещателей телевидения, радио и информагентств, телеканалы и мультиплексы, а также сайты сетевых изданий и редакций, учрежденных государством, и сайты многотиражных печатных СМИ. Законодательную инициативу «Ъ-Кубань» прокомментировала руководитель краснодарской рекламно-производственной компании «Геометрия рекламы» Юлия Василевская.
«После того как приняли решение о маркировке интернет-рекламы, введение подобного сбора было вполне ожидаемым. С одной стороны, нововведение выглядит как ограничение свободной конкуренции. Из-под действия закона выведены маркетплейсы, так как они якобы не являются рекламной площадкой, что выглядит странно. Реклама на маркетплейсе ничем не отличается от рекламы в Яндекс Директе.
В любом случае эти нововведения повлияют на итоговую стоимость рекламного продукта, и реклама станет дороже. Причем не на 3%, а значительно дороже. Сегодня рост стоимости рекламы на интернет-площадках превышает 20–23% в год (это даже выше заявленного уровня инфляции) за счет высоких потребностей в такой рекламе. С продажами сейчас тяжело, и предприниматели из последних сил увеличивают рекламные бюджеты. Соответственно растут и цены. Дополнительные сборы еще больше подстегнут рост цен на интернет-рекламу.
Если посмотреть на бизнес в целом, то будет увеличиваться работа с действующими клиентами. Привести клиента всегда дороже, чем его удержать. Сейчас компании будут пересматривать свои маркетинговые стратегии в пользу удержания и усиления работы с клиентскими базами и клиентами в принципе. Например, в салонах красоты очень высока повторяемость услуг. Но и стоимость привлечения рекламной заявки тоже очень высокая. Девушка, которая записывается на маникюр через рекламу, начинает приносить прибыль салону только с 3–4-го визита. Ее первый визит однозначно отрицательный. Предприятия сферы общепита, которые работают через агрегаторы (а они тоже будут являться плательщиками сбора), теперь еще больше будут стремиться переходить на собственные приложения, чтобы не платить агрегаторам. Вся сфера обслуживания должна будет перестроиться на то, чтобы не столько привлекать новых клиентов, сколько удерживать существующих. Снова станет широко использоваться старое-доброе "сарафанное радио".
Производство наружной рекламы законодательные нововведения, к счастью, пока не затронули. Но и здесь наверняка потребуются разъяснения от антимонопольной службы по поводу того, что является рекламой, а что — продвижением».