«Зумеры очень ценят свое личное пространство»
Елена Марштупа, Горьковский автозавод — о работе с молодыми соискателями
В Нижегородской области растет активность молодежи на рынке труда: работу в регионе ищут 16 тыс. человек в возрасте от 14 до 34 лет — на 6% больше, чем год назад, подсчитали в hh.ru. При этом увеличиваются и зарплатные ожидания молодых: за год запросы выросли на 22% до 50,3 тыс. руб. Как изменились кандидаты без опыта, рассказывает директор по персоналу Горьковского автозавода Елена Марштупа.
— Говоря о том, как изменились кандидаты, в первую очередь нужно учитывать контекст изменений рынка труда в последние годы. В стране становится все меньше выпускников инженерных вузов (сокращается количество абитуриентов, низкий конкурс, не все поступившие заканчивают обучение). Ощущаются последствия ковида – «удаленка» по-прежнему в тренде. Растут зарплаты: вчерашние студенты ждут, что им будут платить не как начинающим специалистам без опыта и стажа, а столько, сколько им нужно для нормальной жизни. В условиях дефицита кадров работодатели не могут это не учитывать, и это влияет на рынок в целом.
В результате студенту, особенно технических вузов, уже не нужно что-то искать, работа находит его сама. Соответственно, чем меньше усилий нужно прикладывать, тем пассивнее становится соискатель. Главный приоритет сегодняшних выпускников — это комфорт. Отсюда тренд на «удаленку» среди молодых специалистов. Им важно соблюдение баланса между работой и личной жизнью, желание работать в комфортной обстановке.
Есть еще один приоритет у молодежи, на мой взгляд, очень альтруистичный. Они хотят работать в социально-ответственной компании. Именно поэтому ESG-подход (environmental, social, governance — экологическое, социальное и корпоративное управление — Ъ.) сегодня становится еще более актуальным для компаний, которые нацелены на привлечение молодежи.
Все эти особенности диктуют правила общения с зумерами (14-24 лет), которые работодатели должны учитывать. Например, с зумером практически невозможно созвониться. Он либо не возьмет трубку, либо будет сильно занят и посчитает звонок вторжением в его личное пространство. Поэтому в работе мы стали все больше использовать мессенджеры. Хотя, конечно, живой разговор ничего не заменит. Просто нужно договориться о звонке в мессенджере.
При этом нужно быть готовым ответить на вопрос или принять звонок в любое время. Зумеры очень ценят свое личное пространство, поэтому готовы общаться в удобное для них время. Например, могут написать ночью или в выходной и спросить, можно ли проехать на завод на каршеринге.
Еще один момент — работодателям нужно налаживать с молодыми контакт еще со школы. Рассказывать, показывать, что и как устроено. На нашем предприятии вектор на воспитание будущих специалистов под нужды завода задал еще в начале 2000-х промышленник Олег Дерипаска. Тогда в Нижнем Новгороде появился один из первых в стране кружков робототехники. А сейчас выросло первое поколение его выпускников, которые работают у нас и преподают в «Кванториуме» и «Техноспейсе» при автозаводе.