Магистральный подход
Больше поездов и задел на будущее: СвЖД подвела предварительные итоги года
В графике движения на ближайшие три года, который начал действовать с декабря 2024-го, на СвЖД добавлены новые скорые поезда дальнего следования. Для целого ряда пассажирских составов увеличится частота курсирования, сокращено время в пути. В пригородном сообщении появляются новые удобные маршруты. В грузовом движении для наращивания объемов перевозок подготовлены мощные локомотивы и инфраструктура. Задел для всех этих изменений железнодорожники сформировали в текущем году.
«Финисты» научились летать
За год (с осени предыдущего года) пригородный парк Свердловской магистрали обновился за счет поступления комфортных электропоездов ЭП2ДМ, десятков пассажирских вагонов с местами для сидения и 30 электропоездов «Финист» (отечественный аналог «Ласточки»). Современный подвижной состав задействован для перевозки пассажиров в Свердловской и Тюменской областях, ХМАО-Югре и Пермском крае. Мобильность населения с каждым годом увеличивается.
С 15 декабря СвЖД запустила «Финисты» из Екатеринбурга в Челябинск по новому маршруту — через Каменск-Уральский. Он стал финальным в списке пригородных маршрутов, которые стартовали на СвЖД в 2024 году. А список внушительный: с января начали курсировать скорые пригородные поезда Екатеринбург — Карпинск и дополнительная электричка выходного дня в Верхотурье. Летом «Финисты» вышли на маршрут до Нижней Туры. Осенью новый комфортабельный пригородный поезд связал уральскую столицу со старинными купеческими городами Ирбит и Туринск.
В дальнем следовании с декабря начал курсировать скорый поезд «Финист» Екатеринбург — Омск (через Тюмень); появился новый скорый поезд Москва — Серов. Поезд Нижневартовск — Адлер будет отправляться через день (ранее курсировал по отдельным датам), а его время в пути сократилось: в сторону черноморского курорта на 9,5 часов, в обратном направлении на 4,5 часа.
Город рядом. Город здесь
В 2024 году СвЖД объединила некоторые пригородные поезда, которые начинались или заканчивались на станции Екатеринбург-Пассажирский (ж/д вокзал), беспересадочными маршрутами. Благодаря этому у пассажиров появилась возможность добираться из одного района города в другой без пересадки на вокзале. Увеличилось количество маршрутов, проходящих через центр Екатеринбурга. К примеру, объединение электричек Баженово — Екатеринбург и Екатеринбург — Дружинино в единый маршрут Баженово — Дружинино позволило жителям поселков Бобровка, микрорайона Компрессорный и др. доезжать без пересадки до ВИЗа, Сортировки и станции Решеты.
Зона действия единого городского тарифа (ЕГТ) в пригородных поездах Екатеринбургской агломерации с 1 января была расширена до 48 станций. Проехать за 37 рублей стало можно до Верхней Пышмы, Арамили и др.
Все это привело к тому, что жители стали чаще выбирать для поездок «наземное метро». Электрички позволяют в любую погоду попасть из отдаленных районов в центральные, минуя транспортные заторы. Пассажирам доступны семь направлений, по которым курсируют 123 пригородных поезда; в летнем графике их количество увеличивается до 133. За год поездки в электричках в зоне действия ЕГТ совершило около 3,5 млн пассажиров.
Тяга есть. Время вытягивать
С учетом актуальных задач и перевозочных технологий магистраль пополняет парк тягового подвижного состава. На дорогу пришло 19 магистральных электровозов повышенной мощности 3ЭС6, еще шесть таких машин поступит в депо до конца года. Они предназначены для вождения грузовых поездов весом более 7 тыс. тонн на главном ходу Транссиба, в том числе по участкам со сложным профилем пути в предгорьях Урала.
В декабре работу на магистрали начнут пять мощных современных тепловозов 2ТЭ25КМ. Они предназначены для вывоза нефтехимических грузов с севера УрФО: на направлении Коротчаево — Сургут — Тобольск — Войновка. Общий парк таких машин на СвЖД уже насчитывает более 50 единиц. Подготовлена база для их обслуживания.
Кроме того, по программе модернизации тягового подвижного состава на локомотивы предыдущих серий устанавливаются современное электрооборудование, приборы безопасности, ресурсосбережения, средства связи, системы пожаротушения.
PRO движение и не только
Как отмечает начальник СвЖД Павел Бурцев, ресурсы СвЖД в настоящее время в равной степени востребованы и для пропуска транзитных поездов, и для поставок сырья и вывоза готовой продукции с крупнейших промышленных предприятий (со станций магистрали отправляются грузы 34 номенклатурных групп из 39 возможных). Количество клиентов-грузовладельцев и контейнерных грузов ежегодно растет. В этих условиях обеспечить своевременность перевозок невозможно без новых технологических решений.
Чтобы максимально обеспечить потребности клиентов, магистраль пересматривает технологию работы станций. По просьбам грузовладельцев создаются условия для отправки грузов в контейнерах там, где раньше такой возможности не было. Это позволяет формировать новые логистические цепочки, отправлять продукцию внутри страны и на экспорт.
Вот это сервис: сразу 100 вагонов с контейнерами в Китай
В сентябре СвЖД по запросу крупного нефтехимического холдинга организовала сервис по ускоренной доставке продукции контейнерными поездами повышенной длины (100 вагонов) из Тобольска в морские порты Дальнего Востока. В Екатеринбурге отправка длинносоставных контейнерных «экспрессов» организована со станции Аппаратная. Такие поезда к месту назначения следуют с повышенной скоростью по специально разработанному графику.
Для холдинга РЖД формирование поездов повышенной длины (в том числе контейнерных) является эффективным технологическим решением, помогающим увеличить провозную способность Восточного полигона железных дорог.
В целом в январе — ноябре 2024 года по согласованному с клиентами расписанию СвЖД отправила 1,9 тыс. контейнерных поездов, которые перевезли 3,4 млн тонн различных грузов внутри страны и на экспорт. На постоянной основе грузы в контейнерах перевозятся по 150 направлениям (+33 новых маршрута с начала 2024 года).
Логистика: все для нее
СвЖД обеспечивает бесшовную связь между восточным и западным полигонами железных дорог, а Урал имеет огромный потенциал как центр перераспределения грузопотоков, особенно контейнерных. Для того чтобы его можно было реализовать, СвЖД обновляет инфраструктуру для приема и отправки поездов, наращивает логистические мощности.
Так, в марте были завершены основные строительно-монтажные работы по модернизации станции Аппаратная в Екатеринбурге, построен новый парк для приема и отправки грузовых поездов. Это дало возможность увеличить объем перевозок грузов ТЛЦ «Уральский», повысить эффективность грузового движения всего Екатеринбургского железнодорожного узла.
В перспективе транспортно-логистическая инфраструктура станции Аппаратная может использоваться для распределения контейнерных грузов по регионам УрФО, Сибири и Поволжья, а также для обеспечения перевозок по международному транспортному коридору «Север — Юг». При развитии регионального проекта «Сухой порт», наряду с ключевыми сортировочными и грузовыми станциями СвЖД, сетью грузовых терминалов магистрали и новыми проектируемыми комплексами, она может быть включена в единую логистическую систему.
Как рассказал на форуме стратегического развития «Города России: локомотивы роста» начальник СвЖД Павел Бурцев, инфраструктурные проекты СвЖД напрямую связаны с государственными задачами: обеспечением роста объемов перевозок (в том числе на Восток), развитием международных транспортных маршрутов. В последние годы для увеличения провозных и логистических мощностей СвЖД провела реконструкцию станции Екатеринбург-Сортировочный (это одна из крупнейших сортировочных станций страны), модернизировала опорные станции Екатеринбургского ж/д узла, продолжает развитие Южного обхода и станции Седельниково.
Инвестпроекты взлетели
Инвестиционная программа СвЖД в 2024 году составила более 78 млрд рублей, это на 32% (на 19 млрд рублей) выше уровня предыдущего года. Основные средства направлены на обновление тягового и пассажирского подвижного состава, развитие пропускной способности магистрали, повышение качества и надежности перевозок, цифровизацию и автоматизацию перевозочного процесса, обеспечение транспортной безопасности.
В ходе путевой кампании железнодорожники обновили 430 км пути в Свердловской и Тюменской областях, на севере УрФО и в Пермском крае. Разрешенные скорости движения на большинстве отремонтированных участков увеличились для пассажирских поездов до 120 км/ч, грузовых — до 80 км/ч.
По прогнозам, в 2024 году погрузка на СвЖД превысит 137 млн тонн. Перевозки экспортных грузов составят более 27 млн тонн (рост к предыдущему году на 5,3%).
С вокзалов и станций СвЖД будет отправлено 33,2 млн пассажиров (рост 4,3%).
«Уральский экспресс»: третий пошел
1 декабря исполнилось два года флагманскому туристическому проекту Свердловской магистрали — ретропоезду «Уральский экспресс». За это время он стал визитной карточкой региона: топ-маршрутом выходного дня для жителей Екатеринбурга и достопримечательностью, обязательной к посещению для туристов из других городов.
«Уральский экспресс» курсирует на направлении от Екатеринбурга до Верхней Пышмы. В составе — вагоны, стилизованные под эпоху начала 20 века и наполненные историческими артефактами, работает фотокупе. Летом добавляют открытый обзорный вагон, изготовленный по спецзаказу в фирменном дизайне.
За два года «Уральский экспресс» сделал более 360 рейсов, увлекательное путешествие на ретропоезде совершили свыше 40 тысяч туристов. Во время поездок для гостей было приготовлено почти 4 тысячи порций чая (он подается в стаканах с фирменными подстаканниками). Повышенным спросом пользуются блюда и напитки уральской кухни, которые готовит команда вагона-ресторана. Например, за два года съедено более пяти тысяч горячих мясных пирожков.
Учитывая популярность ретропоезда, СвЖД планирует и дальше развивать проект.
Свердловская железная дорога – филиал ОАО «РЖД»
Реклама