«Качественное благоустройство подтягивает бизнес до нового уровня»

В последние несколько лет власти края и Перми активизировали работу по благоустройству, обновлению городских общественных пространств. Это и проект «Зеленое кольцо», и обустройство центральных улиц, расчистка территорий от НТО, и другие проекты. О сложностях при выполнении этих задач и о том, какие плюсы несет в себе благоустройство, рассказал председатель комитета по инвестициям и управлению муниципальными ресурсами Пермской городской думы Михаил Бесфамильный.

– Как вы можете оценить эти инициативы?

– Положительно, и это не только мое мнение. Мои друзья, а среди них представители разных возрастов, и знакомые – гости нашего города, – все оценивают изменения, которые произошли в Перми положительно. Особенно отмечают комплексный подход к преображению города.

Это не только благоустройство территории, но и развитие нашего общественного транспорта, и все, что с этим связано, то с чем человек соприкасается каждый день. Все это важно для развития города и для того, чтобы его жители не хотели из него уезжать. Я уже слышал несколько мнений: «В городе так стало классно! Раньше думали переехать в Москву, а сейчас крепко подумаем над этим шагом». Некоторые мои знакомые предпочитают не покупать машину просто потому, что пользоваться общественным транспортом стало значительно комфортнее.

– Уровень комфорта должен был одинаков по всему городу?

– Мы вместе с городскими властями выступаем за равномерное развитие районов. В каждом микрорайоне должно быть комфортно жить, должны быть свои места для отдыха.

Конечно, в центре города сосредоточено самое большое количество жителей, которые сюда регулярно приезжают погулять или посетить магазины и офисы. Именно сюда приезжают туристы. Это лицо города. Логично сделать благоустройство центра по качеству самым высоким.

На остальных территориях, в отдаленных и спальных районах, благоустройство должно быть направлено на комфорт и безопасность в большей степени. Решения могут быть проще, но не менее практичные. Везде должны быть хорошие дороги, новые тротуары и так далее. Но, например, в части озеленения не надо во всех районах равняться на Комсомольский проспект и улицу Ленина.

– Но для того, чтобы сделать благоустройство правильным, нужно сначала что-то убрать, что было построено неправильно. Вот эта системная работа ведется уже несколько лет. Как вы оцениваете ее итоги?

– Работа по демонтажу самостроев на пермских улицах активно ведется последние несколько лет и результаты налицо. Считаю, что решение о приведении улиц в порядок стало огромным толчком для большинства собственников нежилых зданий и помещений. Они поняли, что город не может развиваться однобоко. Есть общие правила, и бизнес должен под них подстраиваться.

Условный пример: стоит в центре Перми торговый центр, и на его ступеньках лежит старая, «поехавшая» и вспучившаяся плитка. При этом городской бюджет потратил серьезные средства для благоустройства территории вокруг этого ТЦ, сделал гранитные бордюры с качественной, дорогой плиткой. Я считаю, владелец здания должен «вложиться» в ремонт своей территории, привести ее в соответствующий окружению вид.

Что касается снесенных в центре Перми торговых объектов, то они, как известно, были построены еще в 1990-е годы и выглядели, мягко говоря, не очень. Думаю, у их владельцев был шанс сохранить свои объекты, если бы они договорились с властями построить на их месте что-либо достойное.

Я поддерживаю то, что бизнес обязан быть ответственным за свою недвижимость. И если был построен объект, который когда-то выглядел нормальным, но сейчас потерял былой «лоск», то его владелец должен изменить внешний вид. И это правильно.

– Насколько известно, нарушения выявляются не только в том, что построено на земле, но и что скрыто «под землей».

– Когда возглавляемая мной компания «Орсо групп» вошла в проект застройки территории улицы Левченко, мы увидели во всей красе старые подходы бизнеса, практиковавшиеся в 90-е годы прошлого века. Когда можно незаконно построить объект недвижимости и при этом не поменять назначение участка. Допустим, у тебя на участке магазин, а оформленное назначение надела – под благоустройство. Это позволяет бизнесу платить меньше налогов, приводит к недополученным бюджетом деньгам.

Или когда стоит здание 1970-х годов постройки, а земля под ним не оформлена, налоги также не платятся. Или жилое здание площадью от 1 тыс. кв. метров, которое не зарегистрировано! Таких примеров достаточно.

Комитет по инвестициям и управлению муниципальными ресурсами думы попросил администрацию провести мониторинг законности земельного законодательства в центральном планировочном районе Перми. Было проверено 52 квартала (885 земельных участков) и выявлено 73 признака нарушения земельного законодательства. Из них 31 – использование земельного участка без предусмотренных прав либо самовольное занятие дополнительного земельного участка к основному, 42 – нарушения целевого использования. Нарушителям объявлены предостережения, власти доначислили собственникам неосновательного обогащения за фактическое пользование 18,6 млн руб. (из них уже поступило в бюджет 7,5 млн руб.). На начало ноября было устранено семь нарушений. И это только в одном, пусть и центральном районе Перми.

– Не считаете, что многое было изъято зря? Например, торговые центры в виде пирамид у «Театра-Театра»? Один из них город никак не может использовать.

– За них заплатили около 350 млн руб. Напомню: целью их изъятия было строительство выхода улицы Крисанова в створ нового моста через Каму. В итоге, как известно, выбрали другой вариант взъезда транспорта на будущий переход. А объекты недвижимости остались у города. Снести их и потратить еще 100 млн руб. на организацию еще одного общественного пространства? Полагаю, что можно найти более эффективные варианты их использования – например, в социальных проектах. В одной из пирамид будет открыт детский филиал «Театра-Театра». Мне кажется, раз уж бюджет потратил на выкуп значительные средства, это должна быть какая-то социальная история.

– После принятия новых правил благоустройства власти приступили к приведению автостоянок к нормативным требованиям, начав суды с их владельцами. Какие вы видите сложности в этой работе?

– Этот вопрос также стоит на контроле нашего комитета. Еще два года назад городские власти, начавшие разрабатывать новые правила благоустройства, озаботились внешним видом автостоянок. Депутаты попросили мэрию провести анализ ситуации, который показал, что 90% автостоянок не соответствуют нормативным требованиям. Большинство из них были открыты еще в начале нулевых, и город с тех пор исправно продлевал их владельцам договоры аренды. А новых аукционов по использованию занимаемой земли не проводится.

Встал вопрос: а зачем мы тогда пролонгируем? Это же большие земельные участки. Может быть, есть более эффективные способы их использования?

В случае если участки в оборот не вовлекаются, то, может, стоит привести автостоянки в порядок? Поэтому в прошлом году мэрия написала соответствующие уведомления владельцам всех стоянок, которые безответственно относятся к их содержанию. Правила не так уж сложны для исполнения.

Должен быть забор определенного цвета, освещение, соответствующая нормативам будка охраны, шлагбаум. Может, эти траты относительно доходов стоянок и большие, но тогда, значит, это неэффективный бизнес. Новый участник рынка получает в аренду землю под стоянку на аукционе, и он все делает по правилам. Почему добропорядочный арендатор должен находиться в менее выгодных условиях, чем тот, который ничего не делает последние 15 лет?

– Вы отметили, что город стал более благоустроенным, но в этом сезоне пропал один элемент благоустройства – электросамокат. В Перми введено ограничение парковки для средств индивидуальной мобильности (СИМ), повлекшее прекращение деятельности кикшерингов. По-вашему, стоит ли городу налаживать диалог с кикшерингами, или пермякам лучше без них?

– Для меня главное – возможность выбора. Хочу ходить пешком – иду, хочу ехать – еду на самокате. Но при этом все, что было связано с самокатами, в Перми в последнее время вызывало у меня негативные эмоции. Многие клиенты кикшеринговых сервисов не соблюдали правила дорожного движения, садились за руль в нетрезвом состоянии, превышали скорость. Если в Перми и возвращать шеринговые СИМ, то необходимы жесткие правила по их использованию: ограничение по скорости и местам размещения.

– Каких новых шагов ожидать от властей Перми по приведению внешнего вида к правилам благоустройства?

– В 2025 году продолжим работать над улучшением внешнего вида Перми. Начинается капремонт ключевой улицы Перми – Мира в Балатово. Из нового – в Перми идет активное заключение договоров по комплексному развитию территорий (КРТ). Власти при заключении договоров КРТ стараются подходить к будущему виду территорий комплексно и при необходимости – включать в обязательства девелопера общественные пространства (парки, скверы).

Заметно, что там, где власти благоустраивают дороги, общественные пространства, там развиваются первые этажи зданий, бизнес. Владельцы вкладываются в ремонт, появляется архитектурная подсветка, декор. Все это влияет на трафик магазинов, кафе. Люди идут туда, где комфортно и красиво. Да и уровень бизнеса в таких локациях совершенно другой – это уже не «рядовые забегаловки», а современные и стильные кафе.

Вся лента