Мазут выходит из берегов
Каким будет ущерб от разлива нефтепродуктов в Керченском проливе
Режим чрезвычайной ситуации муниципального характера из-за выброса нефтепродуктов на берег ввели в пяти населенных пунктах Краснодарского края, а также в станице Благовещенской Анапы, сообщает региональный оперштаб. По данным МЧС, мазутом загрязнено порядка 30 км прибрежной линии.
Местные жители выкладывают в сеть кадры с пляжа, там множество морских птиц угодили в масляные лужи, самостоятельно двигаться и летать они уже не могут.
Росприроднадзор сообщил, что специалисты работают в трех точках в районе Анапы: они проводят анализ проб и оценивают ситуацию. Региональный МЧС развернул оперативный штаб, сейчас на месте задействованы около 300 сотрудников экстренных служб и 50 единиц техники. И при необходимости силы могут быть увеличены, сообщил губернатор Вениамин Кондратьев. На спасение птиц, которые прилетели в этот регион на зимовку, у специалистов и волонтеров есть всего несколько суток, предупреждают экологи, — с загрязнённым пером птицы теряют терморегуляцию. Местные жители опасаются, что ситуация еще ухудшится, поделился житель Анапы Александр Величко:
«Я нахожусь в районе пляжа Джемете. Нефтяное пятно наблюдаю визуально, оно движется в сторону центрального пляжа Анапы, то есть скоро окажется в самой бухте. Ширина полосы где-то метров 200-300. Есть пострадавшие птицы, я нескольких вытащил из мазута. При этом рыбы не видно, она сразу ушла. Местные жители помогают, что-то делают тут, пытаются реагировать.
Около 40 км пляжа попало в нефтяное пятно. Запах стоит ужасный. Ветер дует с моря, и дышать невозможно. Пятно пришло рано утром, ночью были большие волны до 4 м».
Работу по очистке Черноморского побережья от мазута осложняют сильные порывы ветра, до 29 м/с, уточняет МЧС. На воде ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов в шторм также невозможно. Кроме того, есть опасения, что часть из них сейчас осядет на дно и выйдет на поверхность снова, когда потеплеет. Тогда весной не исключена вторая волна загрязнения, говорит доцент кафедры промышленной и экологической безопасности объектов судовой энергетики Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, кандидат географических наук Геннадий Граховский: «Ставят боновые заграждения, специальные суда сжимают это пятно и выкачивают вместе с водой. Но в шторм, если волна сильная, не получается оградить зону поражения, так что приходится ждать. При этом когда мазут оказывается на берегу, загрязняется почва, гибнет растительность. Но сейчас все-таки зима, низкие температуры, и впитывание небольшое. Можно как-то потом собрать, что называется, лопатами это все в мешки.
Кроме того, со временем мазут может образовывать соединения, которые имеют большую плотность, и все это станет оседать на дно. У него вязкость с понижением температуры увеличивается. С нагреванием он опять становится более эластичным, и плотность повышается, он может всплывать. Но это уже все-таки не пленка, в любом случае это какие-то комковатые структуры, которые будут с поверхности прибиваться к берегу».
Крушение двух танкеров, перевозящих нефтепродукты, произошло в Керченском проливе 15 декабря. По информации экстренных служб, они перевозили больше 9 тыс. тонн мазута. Объем утечки оценивается примерно в 3,5 тыс. тонн. Экипажи пришлось эвакуировать, один матрос погиб. По данным «РИА Новости», одно из судов не имело разрешения на плавание. Правоохранительные органы завели несколько уголовных дел. Ответственность за ЧП будут нести и члены экипажа, и владелец танкеров, и капитан порта, выпустивший их в море, пояснил адвокат по экологическому праву, управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров. По просьбе “Ъ FM” он дал предварительную оценку ущерба:
«У нас здесь с вами несколько компонентов: это море как объект охраны окружающей среды, и здесь действует методика по расчетам. Мы смотрим массу попавших в воду нефтепродуктов, и вот, по предварительным оценкам, исходя из данных, которые озвучивают СМИ, на текущий момент ущерб уже составляет от 3 млрд руб. и выше. Следующий состав — это наличие плавучего средства, вышедшего из строя во время его эксплуатации на водном объекте. Расценивается отдельно как причинение вреда окружающей среде, рассчитывается он по тоннажу. По нашим оценкам, речь идет о сумме примерно в 0,5 млрд руб. за каждое судно. Следующая ответственность — за гибель водных биологических ресурсов и нарушение мест их обитания. Здесь тоже суммы могут быть сопоставимы с оценкой разлитой нефти. Кроме этого, идут расходы на ликвидацию последствий ЧС. Срок исковой давности по такого рода ущербам — 20 лет».
Тем временем 17 декабря еще одно грузовое судно той же компании — «Волгонефть» — подало сигнал бедствия, сообщают оперативные службы. На этот раз у порта «Кавказ», при этом утечки топлива из танкера нет, уточнили в Росморречфлоте.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".