Желание учиться есть, но возможностей нет

Что мотивирует российских врачей к профессиональному развитию и какие преграды есть на пути к знаниям

Врач — профессия, требующая постоянного профессионального развития. В этом уверены 95% медицинских работников в России, считающих это важным для своей карьеры, но каждый четвертый сталкивается с серьезными препятствиями на пути к обучению и повышению уровня своего мастерства. К такому выводу пришли эксперты, проводившие по инициативе благотворительного фонда «Жизнь как чудо» исследование мотивации медицинских специалистов. Среди главных препятствий для развития — высокая загруженность на работе, отсутствие возможностей учиться в своем регионе и поддержки руководства.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

В числе основных задач, которые ставили перед собой инициаторы исследования, было выявить потребности врачей детских медицинских учреждений в профессиональном развитии, обустройстве рабочей среды и оценить наиболее востребованные программы помощи и профессиональной переподготовки врачей. «Исследование потребностей и мотивации врачей детских медучреждений» проводилось по инициативе фонда «Жизнь как чудо» командой аналитиков и специалистов TiburonResearch (специализируется на маркетинговых и продуктовых исследованиях для бизнеса) анонимно, чтобы респонденты были максимально откровенными и естественными. Но по ряду параметров (возраст, место проживания, образование) эксперты смогли сделать выводы о ситуации с мотивацией врачей в целом и понять, насколько полученные результаты релевантны.

«Мы спросили у респондентов о том, что мешает им развиваться, какие возможности они хотели бы видеть на рабочем месте, а также о том, что бы поспособствовало их профессиональному развитию»,— пояснили в фонде «Жизнь как чудо».

По мнению авторов исследования, сегодня в системе здравоохранения существуют две актуальные проблемы, от которых напрямую зависят корректность и своевременность диагностики и назначения грамотного лечения: дефицит кадров и ограниченные возможности для профессионального развития. Их решение требует комплексного подхода, включающего в том числе разработку и издание различных информационных материалов, проведение образовательных мероприятий, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для врачей.

Частично образовательно-просветительскую функцию берут на себя общественные организации: медицинские ассоциации и благотворительные фонды, ведущие активную работу с врачами по своим узким направлениям. Многие фонды бесплатно проводят для медицинских специалистов различные семинары, стажировки. Поскольку в образовательные программы вкладываются серьезные средства, логично, что они заинтересованы точно знать запросы врачей в сфере профессионального образования и преграды, с которыми они сталкиваются, барьеры, которые вынуждены преодолевать на тернистом пути к знаниям.

«У фонда "Жизнь как чудо" — два направления работы: оказание своевременной помощи детям с тяжелыми заболеваниями печени (адресная помощь) и системная помощь медицинским учреждениям и врачам в ранней диагностике и профилактике заболеваний, поддержка в обучении специалистов и исследованиях болезней печени. Выстраивая работу с врачами, нам надо понимать, что мы можем сделать для конкретного специалиста не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в малых городах. Мы создаем образовательные материалы, которые становятся для врачей опорой в их ежедневной деятельности, и благодаря результатам исследования у нас появилась возможность глубже понять мотивацию медицинских специалистов, их потребности, а значит — создавать еще больше полезных продуктов, материалов и условий для развития. Все это способствует снижению уровня детской смертности от тяжелых заболеваний печени, но, конечно же, для решения данных вопросов требуется более активное участие не только благотворителей, но и системы здравоохранения и профессионального образования»,— рассказывает директор фонда «Жизнь как чудо» Анастасия Черепанова.

Для благотворительных фондов, которые развивают собственные образовательные программы для врачей, крайне важно понимать, чем живут медики в регионах, в каких условиях они работают, какой информации им не хватает, чему они хотели бы учиться и что их, собственно, мотивирует, добавляет эксперт.

В исследовании фонда «Жизнь как чудо» приняли участие 253 врача детских медицинских учреждений (200 женщин и 53 мужчины) в разных регионах страны: от небольших населенных пунктов до городов-миллионников.

Более 60% опрошенных работают в государственных учреждениях и не планируют уходить в коммерческий сектор. Правда, среди молодых специалистов (до 30 лет) этот процент самый низкий: лишь 28% опрошенных молодых врачей трудятся и планируют оставаться в госсекторе. 18% из них намерены подрабатывать в частном секторе, а 20% планируют полностью перейти туда. В то же время есть 7% таких, которые, наоборот, хотят перейти из коммерческой медицины в государственную. Врачи более старшего возраста чаще планируют оставаться работать в государственном здравоохранении, а врачи со средним образованием чаще планируют уйти из медицины в ближайшие несколько лет — 11%.

«Мы много общаемся с врачами и нередко наблюдаем грустную картину — когда из госклиник в частную практику и вообще из медицины уходят потрясающие специалисты. Чаще всего это происходит по финансовым соображениям»,— делится Анастасия Черепанова. Фонд не может повлиять на материальную мотивацию врачей, но может — на нематериальную, говорит она. Впрочем, мотивом для миграции врачей из государственных больниц и клиник в частные и наоборот может быть не только материальная составляющая, есть и объективные факторы.

«Из государственного в частный сектор врачи переходят из-за реструктуризации и сокращения персонала. К этому можно добавить ряд преимуществ, которые есть в частной медицине: гибкий график, возможность дополнительного дохода, выбор места работы с точки зрения территориальной доступности. Но при этом в подавляющем большинстве коммерческих организаций не идет медицинский стаж — только общий. Что для врачей может быть причиной перехода уже в госсектор. Причина ухода из частной медицины может лежать в сфере профессиональных интересов врача — например, ему интересны операции определенного типа, которые возможно выполнять только в крупных государственных центрах. То есть когда речь заходит о профессиональном росте в области высококвалифицированной, высокотехнологичной медицинской помощи, то выбор будет в пользу государственного здравоохранения»,— объясняет медицинский директор ИНВИТРО Мария Боброва.

Чаще же всего современные врачи идут работать в государственный и частный сектор одновременно, выбирая компромисс и балансируя между двумя системами. Совмещение ставок в разных пропорциях — наиболее распространенная практика сегодня. Так, в клиниках ИНВИТРО около 50% врачей работают по совместительству и 50% — в основном штате, уточнила Мария Боброва.

В фокусе экспертов, проводивших исследование, оказались люди разного возраста, с разным стажем в медицине: у 109 опрошенных стаж — 10 лет и менее, у 68 — от 11 до 20 лет, у 76 — 21 год и более. Интересно, что врачи со стажем работы 11–20 лет — наиболее удовлетворенная местом работы группа: 91% в ней нравится медучреждение, где они трудятся. А меньше всего удовлетворенных среди врачей со стажем более 21 года — 70%, и 9% из них не нравится учреждение, в котором они работают. Наиболее частые причины неудовлетворенности текущим местом работы — низкая оплата труда и большой объем занятости, эти причины назвали более 70% опрошенных. В числе других причин — недружелюбные администрация и коллеги, отсутствие карьерного роста и возможностей для профессионального развития. Как выяснилось, даже обустройство рабочей среды и рабочего места важно для врачей и влияет на их настрой. Самым важным для врачей (97% респондентов) оказалось наличие оборудованного рабочего места, диагностического и медицинского оборудования, компьютерной техники и принтера.

Профессиональное развитие важно для 95% врачей—участников опроса, причем максимальное число таких активных и сознательных медиков среднего возраста (31–40 лет), а также среди врачей со стажем работы 11–20 лет и имеющих дополнительную занятость. Самый доступный способ профессионального развития, по мнению опрошенных,— курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (42%), также называли конференции, ознакомление с современными методами лечения и диагностики, участие в стажировках и доступ к профессиональной литературе и базам знаний. При этом 5% опрошенных отметили, что не имеют доступных возможностей для развития, что в век интернета звучит странно.

Исследование выявило основные трудности, с которыми сталкиваются врачи при попытке повысить свою квалификацию. Среди барьеров для самообразования не только низкая зарплата: 24% участников проведенного опроса не могут учиться из-за высокой рабочей нагрузки, 17% — из-за высокой стоимости обучения, конференций, членства в профессиональных сообществах, еще у 17% нет возможностей учиться в своем регионе, 14% страдают от стресса и выгорания. Лишь 24% ответили, что удовлетворены своим текущим уровнем знаний и квалификации.

Увеличение заработной платы мотивировало бы к развитию 60% врачей, удобный график и местоположение курсов, тренингов — 56%, частичное или полное финансирование обучения со стороны медучреждения — 52%, возможность проходить обучение в рабочее время — 47%, возможность пообщаться с коллегами и обменяться опытом — 45%.

«Моя мотивация для профессионального развития — улучшение качества моей работы, внедрение новых методик с целью улучшения оказания помощи новорожденным и их качества жизни в будущем. Только ежедневное развитие врача и усовершенствование работы всего отделения позволят повысить показатели нашей работы»,— поделился участник исследования врач анестезиолог-реаниматолог отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных областного перинатального центра Челябинска Иван Романенко.

По его словам, в регионе регулярно проходят различные конференции для врачей, которые посещают он и его коллеги. Но важную часть занимает именно саморазвитие: чтение книг, проведение анализа научной литературы, просмотр медицинских исследований, уверен Иван Романенко. «Руководство поддерживает развитие каждого врача, но зачастую мы имеем здесь две проблемы: нет денег и некому работать. Для поездок на учебу в другие города надо изыскивать дополнительные денежные средства, которых у центра нет. А если один доктор уедет, то всем остальным нужно будет еще больше работать, пока коллега учится, ведь дефицит медицинских кадров налицо. Поездки на различные конференции случаются все реже, и одним из самых эффективных мероприятий остается стажировка на рабочем месте, когда вживую видишь то, о чем рассказывают на конференциях с больших трибун. Онлайн-обучение для врачей не подходит никоим образом — в силу специфики нашей работы оно не может заменить личное общение. Поэтому мой выбор — саморазвитие, это очень важная часть совершенствования врачебных навыков»,— резюмирует доктор.

По мнению практикующих врачей, преподаватели должны сами ехать в регионы и на месте проводить обучение, читать лекции, совмещая их с практическими мастер-классами, в идеале образовательные мероприятия должны организовывать региональные департаменты или министерства здравоохранения, крупные исследовательские медицинские центры.

Наталья Тимашова

Вся лента