Филлеры вышли из тени

Аналитики оценили объем серого рынка эстетической медицины

Эксперты отмечают катастрофический рост серой и контрафактной продукции для эстетической медицины в последние два года. Сегодня, по данным СРО «Национальная ассоциация клиник эстетической медицины», каждая вторая услуга в этой области в стране оказывается нелегальной. Появились и новые тенденции: россияне не просто готовы колоться непроверенной продукцией на дому у непроверенных специалистов. Они стали активно покупать «уколы красоты» на маркетплейсах, чтобы колоть их самостоятельно. Об этом эксперты рассказали в ходе XIII Национального конгресса с международным участием им. Н. О. Миланова «Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология».

Фото: Getty Images

Уколы красоты попали в тень

В рамках санкций в Россию перестали поставлять многие препараты для эстетической медицины. Но свято место пусто не бывает — нишу очень быстро заполонила продукция из азиатских стран, часто не имеющая свидетельств о регистрации. Это ботулотоксины, филлеры, биоревитализанты и пр. Практически одновременное введение моратория на проверки частных компаний создало прекрасные условия для бурного роста количества нелегальных поставщиков эстетических услуг и продукции.

По данным исследования МРО «Право на здоровье», только в сегменте инъекционной косметологии сегодня обращается от 10% до 55% нелегальной продукции в зависимости от категории препаратов. Например, в группе препаратов для биоревитализации соотношение легальных и нелегальных продуктов составляет 58% и 42%, в группе филлеров объем серых препаратов в 2023 году составлял около 20%. Доля ботулотоксинов на сером рынке — 8,2%, однако их часто продают через форумы косметологов или на сайтах учреждений, не имеющих лицензии на фармацевтическую деятельность.

Кроме того, порядка 55% поверхностных анестетиков, например лидокаина, в России находится в нелегальном обороте. В 2023 году в медицинской практике применялись только 3 официально зарегистрированных препарата и 22 препарата без подтвержденной регистрации. Как рассказывает менеджер по юридическим вопросам, этике и стандартам ведения бизнеса АО «Акрихин» Мария Ястребова, сегодня даже частные клиники и косметологи закупаются на маркетплейсах, не думая о том, что нелегальная продукция может оказать серьезный вред здоровью. Эксперт рассказывает, что в инструкции по применению к анестетику лидокаину указано, что избыточное внесение препарата под кожу может вызвать токсический шок у пациента с высокой вероятностью летального исхода: «И такие случаи были».

«В 2023 году мы обнаружили на рынке семь незарегистрированных ботулотоксинов, в этом году появилось еще два, то есть их уже девять. Объем этого рынка оценивается примерно в 500 млрд руб. Сейчас появилось много новых продуктов, в том числе из Азии. Сегодня уже более 40% филлеров не зарегистрировано. А биоревитализантов — еще больше. В этом году мы обнаружили филлер на основе коллагена из Италии, который поставлялся по поддельному регистрационному удостоверению, и, когда уже возбудили дело, он продолжал поставляться и даже презентовался на профильных выставках. В 2021–2022 годах на маркетплейсах еще не было серых ботулотоксинов, а в этом году мы нашли один нелегальный. Филлеры, биоревитализанты и анестетики на маркетплейсах представлены сейчас массово. Все это создает угрозы здоровью и безопасности пациентов»,— говорит исполнительный директор МРО «Право на здоровье» Ольга Гончарова.

Россияне готовы колоться сами

Как рассказывает директор СРО «Национальная ассоциация клиник эстетической медицины» Александр Терентьев, половина от общего объема услуг эстетической медицины — это нелегальный рынок. Он называет несколько причин сложившейся ситуации: «Пациент хочет сэкономить. Врач хочет избежать уплаты налогов. Однако мы должны понимать, что этот рынок породили мы сами: дистрибуторы и производители, которые учили непонятно кого и продавали препараты медицинского назначения всем подряд. И вот сегодня любой может купить такие препараты и поставить оборудование у себя дома. На косметологических выставках еще недавно можно было получить любую процедуру за ширмой: и кололи, и жгли. А сейчас появились новые формы: коворкинги, где помещения сдаются по часам для производства этих услуг».

Александр Терентьев отмечает, что в их ассоциации уже есть центры лечения осложнений и они переполнены пациентами. «Их количества год от года увеличивается кратно,— подчеркивает эксперт.— Ведь услуги эстетической медицины становятся все более высокотехнологичными, они требуют больших знаний в области медицины и фармацевтики. И даже в хороших клиниках уровень осложнений велик».

Ольга Гончарова рассказывает, что их организация десять лет ведет анализ рынка косметологических услуг и серых инъекций. Но сегодня проблема приобрела угрожающие масштабы — доля серого рынка выросла значительно: «Косметологические инъекции только в 60% случаев проводятся в медицинских центрах, остальные — на дому, в коворкингах, салонах красоты, где контролировать их использование очень сложно».

Проблема усугубляется тем, что все больше россиян вообще не видят больше необходимости ходить на «уколы красоты» к врачам и косметологам. Они могут и сами, а маркетплейсы создали для этого отличные условия. Об этой новой тенденции рассказывает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Александр Опарин. Эксперт приводит в пример объявления, размещенные на популярных интернет-площадках. Например, в категории «Красота» свободно продается некий инъекционный липолитик с бонусом в виде «иглы в подарок». Отгружается товар прямо со склада маркетплейса, то есть о соблюдении условий хранения речи не идет.

Но покупатели довольны. Вот отзывы: «Беру не первый раз. Колю сама. Результат виден сразу!», «Липолитик рабочей однозначно. Обычно колола косметолог, но сейчас решила сама». И далее дивный совет для начинающих: «Колоть надо именно в жир, не попасть в мышцу». Или липолитический коктейль для лица (косметологи не могут объяснить, что это). Отзывы: «Сыворотка отличная. Колю в лицо, подбородок, эффект есть».

Купившая корейский филлер дама отчитывается: «Все пришло, проколола сама себе губы, все супер!» Другая добавляет: «Филлер с обезболивающим эффектом, неприятны только проколы, далее все немеет — и уже без боли». Так незаметно потребитель становится анестезиологом. Некоторые, правда, пишут, что после укола появилось «гриппозное состояние», «синячки», но считают это нормой — губки-то увеличились.

Наконец, господин Опарин приводит самые впечатлившие его отзывы: «Подходит ли для увеличения полового члена?»; «А для интимных мест?». Стоит отметить, что на маркетплейсах филлеры спокойно продаются как косметологические средства, хотя при этом являются лекарственными препаратами.

Отменить мораторий для ревизоров

Ничуть не лучше и ситуация на рынке медизделий. Как рассказывает руководитель компании—дистрибутора медтехники Premium Aesthetics Нина Вихриева, обнаружить, что приобретенное в том числе в рамках госконтракта медоборудование нелегальное, можно только на стадии его эксплуатации. Между тем Росздравнадзор в 2023 году выявил в стране 4,7 млн (!) нелегальных и поддельных медицинских аппаратов. В целом доля такой техники на рынке эстетической медицины сегодня выросла до 40%. «Пациентов вводят в заблуждение и создают угрозу их здоровью»,— говорит Нина Вихриева. По ее словам, маркетплейсы заполонили объявления о продаже серой техники: «За 11 месяцев мы выявили 1648 объявлений о продаже поддельных китайских аппаратов или бэушных установок, которые выдаются за новые. Операторы интернет-площадок ничего не проверяют. В итоге мы просим снять ложное объявление, где явный контрафакт или серая продукция, но это занимает уйму времени и влечет написание кипы бумаг. Сроки, в которые маркетплейсы обязаны отвечать на такие запросы, законом не регламентированы, и иногда они не реагируют на наши обращения по два-три месяца».

Эксперты отмечают, что маркетплейсы в любой непонятной ситуации говорят: мы всего лишь витрина — откуда нам знать, что у нас продают? Маркетплейсы не обязаны блокировать контрафактные товары по заявкам легальных производителей, и, даже если карточка недобросовестного продавца удаляется, товар часто появляется спустя время в новой.

Бороться же с продавцами и поставщиками нелегальной продукции, как и с надомниками, оказывающими нелицензированные услуги, сегодня стало чрезвычайно сложно. СРО «Национальная ассоциация клиник эстетической медицины» много раз делала запросы в надзорные органы по поводу серых услуг и продуктов — увы, административные дела либо не возбуждаются, либо возбуждаются в единичных случаях. Александр Терентьев отмечает, что, согласно Административному кодексу, штраф за такие нарушения на первый раз составляет 2,5 тыс. руб., что, конечно, не является сдерживающим фактором. При этом, если физические лица оказывают эстетические услуги без лицензии, они просто не попадают под надзор Роспотребнадзора или Росздравнадзора. Есть также две уголовные статьи (171 и 235), однако их фигурантами становятся лишь те, что причиняет тяжкий вред или смерть пациентам.

По мнению господина Терентьева, пора менять законодательство: отнести всех физлиц (в том числе самозанятых), оказывающих эстетические услуги, к тем, которые входят в сферу контроля надзорных ведомств. И дополнить КоАП статьей об осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности без лицензии с наказанием от 100 тыс. до 400 тыс. руб. за первичное нарушение.

По мнению эксперта, немаловажно также ввести предметно-количественный учет (строгие рецепты и особые условия хранения) для препаратов группы ботулотоксинов. «Даже в инструкции к ним оговаривается, что их нужно хранить в особых условиях, а применять только в условиях клиники, поэтому загадка, почему их спокойно продают физическим лицам. 80% ботулотоксинов в нашей стране продается физическим лицам — это показал мониторинг, который проводил "Честный знак"»,— говорит Александр Терентьев. И добавляет, что врачей, которые оказывают услуги эстетической медицины на дому, нужно лишить лицензии, ведь они создают угрозу здоровью и жизни пациентов.

Ольга Гончарова указывает на низкую осведомленность пациентов, а главное — врачей о возможных рисках для пациентов. И призывает ввести ограничение на продажи лекарств и медизделий на маркетплейсах. Сегодня же ситуация ужасающая: даже если удастся добиться прекращения продаж того же незарегистрированного анестетика, на его место тут же приходит другой.

Нина Вихриева предлагает обязать интернет-площадки делать проверку оборудования, которое они выставляют на своей витрине для продажи. А еще — упростить процедуру выявления фальсификата, ведь сегодня правоохранительные органы не рассматривают дела о фальсификате без контрольной закупки, а Росздравнадзор требует от обратившихся документы, подтверждающие нелегальное происхождение товара.

Председатель Союза потребителей России Антон Недзвецкий рассказывает, что после отмены внеплановых проверок для частного бизнеса исчез главный принцип ревизоров — принцип внезапности. Сегодня каждого недобросовестного производителя обязаны уведомить о грядущей ревизии, и он успевает подготовиться: «Нарушать стало выгодно, не рискованно, и бизнес это понимает. Исчезли отделы по борьбе с нарушениями потребительского рынка, поэтому дело о нарушении в области оказания эстетических услуг в лучшем случае попадет к участковому, а у него и так дел полно. Люди экономят даже на своем здоровье, не думая о последствиях. Новостные потоки уносят все страшные истории, и люди быстро забывают, чем чревато обращение к непонятным специалистам и покупка непонятной продукции на маркетплейсах. Поэтому необходимо отменить мораторий на контрольно-надзорные мероприятия хотя бы в сфере медицинских услуг, которые могут повлиять на здоровье».

Как рассказывает ректор Института цифровой экономики Руслан Макаров, уровень подделок в эстетической медицине сегодня настолько высок, что отличить контрафакт от оригинала практически невозможно, пока на столкнешься с последствиями. Однако эксперт считает вполне реальным оснащать легальную продукцию наночипами. «С молоком у нас разобрались, а с эстетической медициной почему-то не могут»,— говорит Руслан Макаров.

В любом случае эксперты считают, что для эффективной борьбы с нелегальными услугами и продукцией необходимо консолидировать усилия добросовестного бизнеса, регуляторов, правоохранительных органов и общества.

Арина Петрова

Вся лента