«Слон трубит после обеда»
Областные депутаты хотят ужесточить закон о тишине
17 декабря депутаты Воронежской областной думы — члены комитета по государственной политике, законодательству, правам человека и регламенту — вместе с коллегами из комитета по аграрной политике горячо обсуждали изменения в закон о тишине, которые предложило внести правительство региона. Дрифтерам, байкерам, собаководам и даже владельцам цирковых слонов хотят запретить шуметь не только ночью, но и после обеда. Парламентарии поспорили о нюансах новых правил, предположили, что работать закон вряд ли будет,— и решили поддержать изменения. Аргументы выступающих выслушал корреспондент «Ъ-Черноземье» Юрий Голубь.
Из принятого еще в 2014 году закона «Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Воронежской области» предполагается убрать все упоминания о «ночном времени» — теперь хотят запретить нарушать покой граждан и днем. Кроме того, шум животных будет недопустим не только в многоэтажках, но и в частных домах.
Осенью облдума приняла законопроект в первом чтении, но он не вполне устроил депутатов. Так, встал вопрос, в какие именно часы следует соблюдать «послеобеденный покой». Облправительство предложило промежуток между 13:00 и 15:00, сославшись на то, что аналогичный «тихий час» установлен в большинстве регионов страны. Впрочем, кое-где россияне предпочитают отдыхать с 14:00 и до 16:00.
«Моя внучка спит с 14 до 16,— поделился председатель комитета по госполитике Виктор Буздалин.— Но я поддерживаю вариант с 13 до 15. Во всех детских садах послеобеденный сон намечен именно на это время. Я думаю, за этот аргумент можно зацепиться».
Отдохнуть в это время воронежцам удается далеко не всегда — порой им мешают очень экзотические шумы. «Когда гастролирует цирк и артисты привозят слонов, животные так трубят, что жалуются жители близлежащих домов»,— рассказала представитель правового управления облправительства Нина Лочихина. Отметим, впрочем, что сейчас воронежский цирк закрыт на реконструкцию.
Возражений насчет времени у участников обсуждения не возникло. Вопрос о том, как заставить закон работать, оказался гораздо сложнее. «Практика реализации у него, скажем честно, хромает»,— признала Нина Лочихина. «Давайте говорить прямо. Она не хромает. Она не ходит вовсе»,— поправил ее председатель комитета по аграрной политике Александр Евсеев.
«Это спорное утверждение. В каких-то случаях закон работает, в каких-то нет»,— продолжала настаивать чиновница. И объяснила: протоколы составляют административные комиссии органов местного самоуправления. Этот механизм работает в сельской местности, где все друг друга знают и сотрудников администрации можно пригласить ночью. В городе, естественно, такой вариант почти исключен.
И все же иногда протоколы составляют даже в Воронеже. Полпред губернатора в облдуме Кирилл Левит сообщил, что в 2022 году к административной ответственности были привлечены 84 человека, в 2023 — 148, в этом, по данным на 5 декабря,— 125. «Хотелось бы увидеть, кто эти протоколы составлял,— заинтересовался Александр Евсеев.— Вот новая улица Крынина, безусловно, нужная — я, грешный, думаю: когда же там случится авария, на которую все обратят внимание? Я не видел, чтобы ночью там кто-нибудь останавливал этих дрифтеров».
«Мы с вами не должны забывать, что закон сам по себе имеет предупредительное значение,— отметил Кирилл Левит.— Большинство населения — законопослушные граждане, и они этот запрет соблюдают».
Полиция в случае выезда по вызову жителей с жалобой на шум передает материалы в те же муниципальные органы, а Роспотребнадзор может наказать за нарушение закона о тишине бизнесмена, но не шумного соседа. «Наш шум — тот, что связан с предпринимательской деятельностью»,— пояснил руководитель регионального управления ведомства Игорь Механтьев.
Между тем иногда исполнение закона может оказаться хуже неисполнения. Так, заместитель председателя облдумы Сергей Рудаков отметил, что мусоровозы утром грузят контейнеры, а дворники скребут лопатами, убирая снег, и это тоже нарушение. Днем же таких необходимых в хозяйстве шумов еще больше. «А давайте вообще остановим все станки, все сушилки. Они же тоже нарушают тишину,— в сердцах предложил депутат-аграрий Александр Князев.— Все равно производства почти не осталось. Добьем — и забудем.
Вы сначала ночью наведите элементарный порядок — хотя бы одного мотоциклиста накажите,— а потом будем с днем разбираться. Даже Госдума до этого не додумалась! Каждый раз что-нибудь запрещаем! Еще ничего ни разу не разрешили!»
Парламентарий возмущался напрасно: принятый в первом чтении законопроект отозвать уже нельзя. Виктор Буздалин предложил рекомендовать закон к утверждению во втором чтении. Большинство собравшихся это предложение поддержало.
«Я против»,— одиноко сообщил Александр Князев.