Игорь Диденко: «Есть цель, будет и путь»
Генеральный директор Новосибирского картонно-бумажного комбината в большой беседе о рекордах и проблемах года, о планах на 2025-й и реалиях «зеленой» экономики.
- Игорь Анатольевич, каковы для НКБК общие итоги 2024-го года?
- Формально год еще не закончен, но предварительные итоги подводить уже можно. Год был непростым – в равной мере трудным и интересным. У него была очень большая ситуативная плотность – список задач и трудностей обновлялся едва ли не ежедневно. Это не образное выражение – это реальный темп 2024-го. У нас, можно сказать, поменялся спортивный темперамент – из просто бега мы все ушли в дисциплину «бег с препятствиями». Режим подвига, режим совершения невозможного (того, что невозможным казалось какое-то время назад) для нас стал повседневностью. И это коснулось всего. Помните шутку? – «Мы живем в эпоху перемен. – А долго она будет продолжаться? – Всегда!».
Впрочем, хватит о трудностях, давайте об итогах. Итак, в 2024-м мы произведем около 156 миллионов квадратных метров гофропродукции.
- Сколько это в предметном исчислении?
- Это 300 миллионов гофроящиков, в которые можно упаковать до 7,5 миллионов кубометров готовой продукции. Для их перевозки понадобится до 189 тысяч фур. Просто представьте себе - автопоезд от Новосибирска до Москвы.
Это наибольший показатель за все время работы НКБК. Прирост в 12%. Суммарная мощность по выпуску гофрокартона на сегодня превышает 220 миллионов квадратных метров в год. Существенно расширен ассортимент, запущен новый цех. Он будет принимать малообъемные и срочные заказы – буквально от одного ящика и с отгрузкой в один час. Основное наше производство высокотехнологичное и рассчитано на крупные партии определенных упаковочных решений для компаний, имеющих автоматические упаковочные комплексы. А в связи с развитием интернет-торговли, малых предприятий, местных товаропроизводителей, фермерских хозяйств требуются небольшие партии в сто-пятьсот гофроящиков. Чтобы удовлетворить этот спрос, мы и запустили новое производство.
- Заказчики в этом сегменте уже есть?
- Конечно! Цех уже работает не в тестовом режиме, а полноценной дневной сменой. Сейчас как раз набирается пул заказов. И в 2025-м году эта услуга будет динамично набирать обороты.
- В последние полгода все говорят об инфляции, о росте цен. И, соответственно, о такой обусловленной реалии, как рассрочка. Предприятия стараются уменьшить рассрочку в своих контрактах и даже перейти на предоплату. Как вы на это явления смотрите? Не будут ли потом производители использовать рост цен на упаковку как самооправдание?
- Упаковка в стоимости товара занимает от 1 до 5%, а транспортная тара – и того меньше. Поэтому рост цен на упаковку не влияет радикально на цену конечного продукта. Но, когда рентабельность бизнеса от 5 до 10%, предоставлять отсрочку от 180 дней (как это было раньше) непозволительно расточительно. Очень легко посчитать: при коммерческом кредите в 25, в 27 или 30%, при отсрочке даже в два месяца предприятие будет работать уже себе в убыток. Вот и получается, что проблемы одного неумелого и неупорядоченного бизнеса перекладываются на другой бизнес. Мы не можем себе позволить перекладывать чужие проблемы на своих сотрудников. Они должны своевременно получать достойную зарплату. Потому мы в этом году приняли простое и жесткое решение – отсрочка дольше 45 дней недопустима. И эти 45 дней – тоже исключительный максимум для исключительных случаев. Отсрочка достигается путем переговоров. И только для партнеров с очень весомым репутационным капиталом. Причем потерять доверие в этой ситуации можно только один раз.
- В январе грядущего года наступают платежи по РОП. Вы, как производитель упаковки, тоже попадаете под эти платежи. Насколько критична эта новая практика?
- В территориальной схеме обращения с отходами НКБК – единственное предприятие, перерабатывающее макулатуру. Вопрос в другом: мы пока не получили статус утилизатора. Мы во второй раз подали заявку в Росприроднадзор. Надеемся, что она будет одобрена. Де-факто мы перерабатываем макулатуру, а де-юре – пока нет. И, да, это усложняет работу. По итогам 2024-го, нам не грозит никакая выплата, и, надеюсь, что РОП нас и в 2025-м не коснется.
- Какие новые продукты комбинат запустил в этом году?
- Во-первых, это так называемый Z-картон. Или, как его еще называют, бесконечный картон - он поставляется изготовителям коробок и ящиков в виде длинной ленты протяженность до 600 метров. Лента «бесконечного» картона имеет рилевочные линии с шагом в один метр, поэтому ее можно сложить в стопку, похожую на гармошку, или цепочку из буквы Z. За сходство своей ленты с этой латинской буквой ленточный картон с рилевочными линиями и получил название «Z-картон». Такая форма выпуска удобнее, чем картон в виде отдельных листов: можно сделать готовые коробки любого объема и формы. Z-ленту можно загрузить в машину с автоматизированной подачей (при работе с листовым картоном, напротив, необходим работник, вручную подающий заготовки), а машина может выкроить из этой ленты оптимальное количество коробок и ящиков разных видов и типов – с минимальным процентом обрезков. Площадь заготовки под раскройку не является теперь ограничением. Потенциальный рынок – вся зауральская часть России вплоть до Владивостока. Прежде на этой обширной территории Z-картон не производился. Для товаропроизводителей Сибири и Дальнего Востока столь значительное уменьшение плеча поставок – весомое увеличение экономической эффективности.
Во-вторых, комбинат запустил первую очередь производства экологичной упаковки из пульперкартона для яиц.
Еще мы запустили несколько нишевых продуктов. Например, картонные гильзы. Или, как их еще называют, шпули. Они используются для производства бумаги, для намотки пряжи, ниток, пленки. Наши партнеры производят полимерную пленку, и картонные гильзы им требуются в большом количестве.
Ну и, пожалуй, самая важная новость второй половины года - в начале октября на Совете по инвестициям Новосибирской области было одобрено строительство завода по производству бумаги и картона из макулатурного сырья стоимостью 4 млрд рублей.
Сегодня НКБК обеспечен собственным сырьем на 45 процентов, поэтому потребность запуска нового картонного производства назрела. Старт предприятия намечен на 2028 год. Оно будет перерабатывать 112 тысяч тонн макулатуры и выпускать 102 тысячи тонн картона в год, создав более 100 рабочих мест.
- Каким вам видится грядущий год? Есть ли у вас годовой план? Насколько вариативна ваша стратегия?
- Если говорить о предприятии в целом, годовой план, конечно, есть. Он утверждается на стратегической сессии, которая начинается в декабре, и завершается после январских праздников. Есть и трехлетний, и пятилетний планы. Впрочем, мне нравится афоризм «Цель важнее плана». Как только план лег на бумагу, он уже устарел. В нынешних условиях это критично. А вот цель – сущность более важная. Так что, в этом смысле, мы такие необычные самураи, в нашем бусидо цель важна, и мы к ней идем.
- Не собираетесь притормаживать инвестиционную программу?
- Шесть лет назад, когда мы начинали проект, процентные ставки были совершенно другими, да. Фонт развития промышленности кредитовал предприятия по минимальным ставкам – от 1 до 3%. Наш бизнес точно не из тех, что выдерживают ставку выше 10-12%. За счет большой капиталоемкости и фондоемкости невозможно окупить даже отдельно взятый станок. Хорошо, когда государство видит, какие отрасли нужно развивать и дает на это деньги. Как это было, например, с той же переработкой макулатуры. Мы запустили, как минимум, два производства. Интегрированных в «зеленую» экономику – переработку макулатуры и производство эко-упаковки для яиц. До нас таких производств в Новосибирске не было. В 2025 мы будем продолжать модернизацию и расширение за счет собственных ресурсов. Деньги не должны залеживаться. Они должны направляться на следующий общественно полезный способ зарабатывания денег. Не одни лишь деньги должны преумножаться, а еще и общественная польза. В общем, все вполне по Марксу. Создавая больше новых производств, мы добиваемся социального благополучия. Пусть точечно, пусть в конкретном поселке Красный Яр. У нас на 40 гектаров площадей расписан еще и план инфраструктурного развития – столовая, благоустроенное общежитие квартирного типа, спортивно-оздоровительный центр. Да, это не инвестиции в производственные мощности в чистом виде. Но мы ведь и не технократы в чистом виде. Наш девиз можно сформулировать так: «Строим заводы. Создаем рабочие места. Платим налоги. Счастливые люди – великая страна!».
АО «НОВОСИБИРСКИЙ КБК»
Реклама