Техосмотру подготовили новогодний тариф
“Ъ” подсчитал, как подорожает ТО для владельцев автомобилей с 1 января
Стоимость техосмотра для владельцев легковых машин с нового года вырастет в зависимости от региона на 7,3–7,5%: в большинстве регионов уже утвердили новые тарифы. Самые высокие расходы — более 1,5 тыс. руб.— понесут жители Краснодарского края, Амурской области. Самый экономичный тариф установлен властями Ивановской и Кемеровской областей, а также ЛНР — менее 1 тыс. руб. Представители рынка называют действующие расценки «насмешкой», утверждая, что они не покрывают затрат операторов ТО.
Согласно приказу ФАС, до 20 декабря региональные власти должны утвердить тарифы на техосмотр транспортных средств. На вечер 18 декабря “Ъ” нашел подтверждение планов более чем в 50 субъектах федерации ввести новые расценки с 1 января 2025 года. Часть уже оформлены постановлениями региональных правительств, часть существуют в виде проектов.
С 2021 года владельцы легковых авто, принадлежавших физлицам, обязаны проходить ТО (оформив диагностическую карту) в случае постановки на учет и перерегистрации машин старше четырех лет, а также при внесении изменений в конструкцию транспортных средств. Ежегодно, по данным МВД, техосмотр проходит 5–6 млн легковых авто. Грузовики, автобусы и такси обязаны проходить ТО с определенной периодичностью, зависящей от возраста машины.
В большинстве регионов ТО легковой машины подорожает на 7,4–7,5% — с 1021–1022 руб. до 1097–1098 руб. Один из самых высоких тарифов в стране установлен в Амурской области (цена вырастет с 1,57 тыс. руб. до 1,69 тыс. руб.) и Ненецком автономном округе (с 1,5 тыс. руб. до 1,6 тыс. руб.), Краснодарском крае (с 1,45 тыс. руб. до 1,56 тыс. руб.). Почти в два раза меньше за процедуру придется отдать жителям Ивановской (981 руб.), Кемеровской областей (997 руб.) и ЛНР (980 руб.). По Санкт-Петербургу, Дагестану, Ингушетии данных о новых тарифах нет.
В пресс-службе ФАС в ответ на просьбу “Ъ” прокомментировать новые цены сообщили, что будут проводить анализ в начале 2025 года. Ежегодная индексация тарифов введена службой с 2022 года. Регионы обязаны запрашивать у операторов ТО сведения о расходах (фонде оплаты труда, затратах на оборудование, электроэнергию, бухгалтерскую отчетность и т. д.), рассчитывая «экономически обоснованный» тариф ежегодно до 20 декабря. Если данные предоставили менее половины отраслевых компаний, чиновники увеличивают стоимость согласно индексу потребительских цен. В 2024 году такая ситуация сложилась, в частности, в Алтайском крае, Тамбовской и Саратовской областях, Красноярском крае.
«Обосновать тариф практически невозможно,— пояснил “Ъ” руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО "Марс") Иван Кекин.— Операторам необходимо предоставить два десятка отчетов, расчетов и подтверждений — нужно нанять целый институт математиков и финансистов. На это нужны деньги, а гарантии, что примут, никакой».
70% операторов незаконно торгуют диагностическими картами, не проводя фактической проверки машин, поэтому им неважен официальный тариф в регионе, полагает глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев. МВД, как рассказывал “Ъ” ранее, много лет борется с отраслевыми мошенниками. После проверок в 2024 году из 5,6 млн карт, оформленных на легковые авто, аннулировано 7 тыс. (данные МВД). В 2023 году из 6,3 млн недействительными признаны 6,6 тыс. карт. Законопослушных автовладельцев, проходящих «настоящий» ТО, не более 15–16%, уверяет Сергей Зайцев. Для борьбы с мошенниками, уверен он, нужно передавать контроль за ТО в руки государства — сейчас аккредитацией операторов занимается Российский союз автостраховщиков. Законопроект о передаче полномочий в Росаккредитацию подготовлен в 2023 году, но не принят. Действующий тариф, продолжает он, реальных затрат операторов ТО не покрывает и «выглядит как насмешка».
В регионах достаточно операторов, способных собрать кворум и добиться повышения тарифов больше чем на 7–8%, уверен директор по защите активов Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. А мошенников в сфере ТО, говорит он, становится с каждым годом все меньше. РСА, рассказал он, в 2024 году лишил аккредитации 420 операторов, в том числе за различные нарушения. Это более 10% от общего числа компаний. Со временем, считает Сергей Ефремов, количество легковых машин, проходящих ТО, будет расти. С 1 сентября 2024 года в такси разрешили работать ИП: машины должны проходить техосмотр регулярно (каждый год — для машин младше пяти лет, каждые полгода — для машин старше). «Нужно разъяснить это таксистам, не все это знают,— говорит Сергей Ефремов.— Большинство думают, что "я везу пассажиров на своей личной машине и ТО для меня необязателен", но по факту осуществляется перевозка. Нужно наладить контроль за этим со стороны ГИБДД и агрегаторов заказов».