Наша энергия движения

Соликамские тепловики станут перевозчиками

Руководство Соликамского городского округа в 2025 году перепрофилирует местное МУП «Теплоэнерго» в пассажирского перевозчика. По словам главы муниципалитета Александра Русанова, компания уже получила соответствующую лицензию и на ее основе планируется создать муниципальный автопарк. Первые 20–30 автобусов муниципальные власти рассчитывают получить от пермского «Горэлектротранса» и регионального предприятия «Интранс Пермского края». Этот транспорт не подпадает под требования для работы в краевой столице, но подходит для использования в муниципалитетах Прикамья. Эксперт «Ъ-Прикамье» полагает, что муниципальный перевозчик может эффективно работать, если местные власти смогут привлечь компетентного и ответственного руководителя.

Глава Соликамска Александр Русанов

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Администрация Соликамского городского округа работает над созданием муниципального автопарка. Об этом заявил глава муниципалитета Александр Русанов во время прямого эфира в социальной сети «ВКонтакте». По словам главы, проблемы с городским общественным транспортом невозможно решить силами исключительно частных перевозчиков.

«Стало понятно, что только регулированием уже сложившейся в Соликамске системы общественного транспорта проблему не решить. Мы с коллегами обсудили (ситуацию.— «Ъ-Прикамье») и решили создавать собственное автотранспортное предприятие. Буквально вчера (17 декабря.— «Ъ-Прикамье») учреждение получило лицензию на перевозки пассажиров. Понятно, что создавать с нуля — непростой путь, но при поддержке губернатора и министерства транспорта Прикамья мы практически безвозмездно получим автобусы, и они станут серьезным фундаментом нового предприятия»,— рассказал Александр Русанов.

Городская администрация Соликамска рассчитывает также на покупку транспорта по льготной ставке в рамках нацпроектов. Господин Русанов добавил, что параллельно созданию муниципального автопарка мэрия намерена «актуализировать» городские автобусные маршруты. «2025 год пройдет под эгидой транспортной реформы. Когда видишь, какие «пазики» по улицам ездят, это совсем неприятно. Уверен, что город достоин большего»,— заявил глава Соликамска.

Как пояснил Александр Русанов «Ъ-Прикамье», транспортное предприятие создается на основе МУП «Теплоэнерго». Так как муниципалитет планирует передать тепловые сети в концессию, коммунальное предприятие может быть перепрофилировано и продолжить работу уже в качестве транспортного. По утверждению господина Русанова, в 2025 году Соликамск планирует получить от 22 до 30 автобусов. Это транспорт, ранее работавший в Перми, но не подпадающий под требования к предельному возрасту автобусов в краевой столице — не более пяти лет.

Долю рынка автоперевозок, на которую рассчитывает новый транспортный МУП, глава городского округа оценить затруднился: «Пока оценить трудно. Все будет зависеть от результатов оптимизации маршрутной сети». Сейчас, по словам главы муниципалитета, на территории округа работают девять частных перевозчиков, использующих 63 автобуса.

Отметим, что в соседних Березниках местный МУП «Водоканал», сдавший в концессию свои сети частному оператору, также перепрофилировался в перевозчика — обслуживает 14 из 40 городских маршрутов. Северные города Прикамья не в первый раз «донашивают» автотранспорт из краевого центра: в 2019 году оказавшийся ненужным троллейбусный парк Перми был передан в Березники.

Ранее министр транспорта Пермского края Сергей Вешняков заявлял, что региональные власти и мэрия Перми готовы в 2025 году безвозмездно передать муниципалитетам 106 автобусов. Это транспорт МУП «Горэлектротранс» Перми и АО «Интранс Пермского края» (бывшее краевое предприятие «Автовокзал»): автобусы среднего и большого класса марок «Волгабас», «Лотос» и НЕФАЗ. Эти автомобили не подпадают под требования к возрасту автобусов для перевозок в краевой столице, но соответствуют требованиям к муниципальному транспорту — не старше десяти лет.

Владелец пермской транспортной компании «Дизель» Эдуард Мирзамухаметов отмечает, что идея создания муниципального автопарка в Соликамске обсуждается не впервые. «МУП проще контролировать, поэтому желание главы создать такое предприятие понятно. Но тут возникает множество вопросов. Насколько рентабельно будет использование муниципального автотранспорта при существующем тарифе и пассажиропотоке? Какое техническое состояние автобусов, прибывших из Перми? Смогут ли они конкурировать с частными перевозчиками, использующими условные Mercedes — автобусы более старые, но более комфортабельные? Нужно учитывать, какие комплектующие, использовавшиеся пять лет назад, уже сняты с производства. Существуют еще сложности, связанные с дефицитом кадров. Кроме того, МУП — не самая гибкая структура и не сможет адаптироваться к изменениям на рынке так же быстро, как частная компания. Поэтому будет трудно»,— считает предприниматель. «Другой вопрос: стоит ли муниципалитету заходить в сферу, где могут справиться частные перевозчики? Тем более что желающие работать в Соликамске есть. А ограниченные бюджетные средства можно использовать на не менее актуальные вещи — ремонт и строительство дорог или вопросы ЖКХ»,— добавляет Эдуард Мирзамухаметов.

По его словам, успех муниципального предприятия будет зависеть от его руководителя: «Если местные власти смогут найти компетентного и ответственного специалиста, готового круглосуточно вникать и погружаться в специфику пассажирских перевозок, то предприятие может работать эффективно».

Константин Кадочников

Вся лента