«Именно с "восьмерки" в стране началась эра переднеприводных автомобилей»
Дмитрий Гронский — о ВАЗ-2108
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский в честь 40-летнего юбилея вспоминает историю появления легендарного отечественного автомобиля.
18 декабря исполнилось ровно 40 лет с того дня, как на конвейере в Тольятти был собран первый серийный ВАЗ-2108. Этому событию пресс-служба АвтоВАЗа даже посвятила специальный релиз, отметивший, что именно с «восьмерки» на заводе и в стране началась эра переднеприводных автомобилей. В народе, правда, наряду с «восьмеркой», прижилось тогда еще одно прозвище: семейство автомобилей, которые получили официальное название Lada Samara, имело узнаваемую клиновидную форму кузова с большими углами наклона ветрового и заднего стекол, за что и было прозвано «зубилом».
Вероятно, вазовская «копейка» — более легендарный автомобиль, чем «восьмерка». Чего только стоят апокрифы про то, что у самых первых «Жигулей» ряд деталей был привезен из Италии, и потому они служили чуть дольше, чем отечественные. В истории ВАЗ-2108 тоже есть иностранный след, только немецкий. В доводке различных узлов автомобиля участвовали специалисты инжинирингового отделения Porsche. В частности, они занимались и двигателями советских машин. Якобы немецкая компания предлагала даже написать на клапанной крышке ВАЗ-2108 System Porsche, но в Советском Союзе от такого гордо отказались. А в Испании, где в те же годы немцы помогали строить хэтчбек Seat Ibiza, очень, кстати, похожий на нашу «восьмерку», согласились, что, безусловно, положительно сказалось на имидже автомобиля.
Модель ВАЗ-2108 производилась с 1984-го по 2003 год. Всего за два десятка лет было выпущено 884,4 тыс. единиц. По данным агентства «Автостат», сегодня в стране зарегистрировано более 215 тыс. ВАЗ-2108, то есть почти четверть от всего объема выпуска автомобиля в том или ином виде находится на ходу. Было время, когда «восьмерками» у нас называли и Audi A8, но кто же теперь об этом вспомнит. Скорее «восьмерками» у нас теперь станут Chery Tiggo 8 или Jaecoo J8. И легенды, если таковые родятся, будут связаны не с Германией, а с Китаем.
Практически все узлы ВАЗ-2108 были разработаны заново: двигатель для поперечного расположения, передняя подвеска типа MacPherson, рулевое управление реечного типа. С целью снижения массы в конструкции узлов широко использованы пластмассы. Радиатор и многие детали двигателя и коробки передач были изготовлены из алюминиевых сплавов. Автомобили оснащались карбюраторными моторами объемом 1,1 л, 1,3 л и 1,5 л. С 1994 года выпускались версии с инжекторным мотором объемом 1,5 л. В мелкой серии были модификации с двигателем 1,6 л, а также с роторно-поршневым моторами мощностью 140 л. с.