Гендиректор Краснодартеплоэнерго Руслан Хайров: «Жалоб стало меньше, но и проблем на ветхих сетях хватает»
В Краснодаре полным ходом идет отопительный сезон. Пуск тепла в этом сезоне прошел спокойно, без серьезных инцидентов. Но все равно у потребителей есть ряд вопросов. Накануне Дня энергетика мы задали их генеральному директору Краснодартеплоэнерго Руслану Хайрову. Это самый крупный поставщик тепла и горячей воды в краевой столице.
Износ сетей дает о себе знать, но устранение ситуаций происходит в рамках нормативов
— Руслан Зирякович, как начался отопительный сезон в этом году?
— Для Краснодара отопительный сезон стартовал 15 октября с издания постановления главой города в октябре месяце. И начался он по заявочному принципу: мы получали запросы от управляющих компаний и подключали их.
В этом же постановлении прописана обязанность подключения уже на постоянной основе, без заявок, при достижении температуры наружного воздуха восемь градусов на протяжении пяти дней. Мы даже до наступления этого пятидневного похолодания успели подключить практически всех наших потребителей.
Естественно, у нас, как и в любое начало отопительного периода, случались порывы на тепловых сетях, мы их оперативно устраняли. Этот процесс у нас уже настолько автоматизирован, что мы никогда не выходим за регламентные сроки проведения каких бы то ни было аварийных работ и стараемся не доставлять нашим потребителям каких-либо неудобств в этом плане.
— А какие сейчас средние сроки устранения проблемы на теплотрассе?
— Устранение любых аварийных ситуаций по регламенту должно занимать не более 24 часов. Но мы у себя эту цель занижаем вдвое, то есть любой инцидент стараемся ликвидировать максимум за 12 часов. Да, где-то у нас случаются более глобальные сбои. И даже тогда, не нарушая этот регламент, выполняем все работы досрочно.
— Читатели пишут, что были проблемы с отоплением у жителей поселка Северного и на улице 9-й Тихой.
— Да, на улице 9-й Тихой идет очень активная застройка. Мы к вводу новых домов реализовали запуск котельной с запасом мощности, чтобы обеспечить абсолютно всех потребителей. И сейчас из этого района жалобы получать не будем: тепла будет хватать абсолютно всем.
В Краснодаре с исторических времен строятся небольшие квартальные либо же районные отопительные котельные. В этом есть своя прелесть: отсутствует необходимость тянуть тепловые сети далеко от источника тепла. Проблем у застройщиков, чтобы обеспечить новоселов теплом, в городе никогда не возникает. Они приходят к нам, запрашивают технические условия на подключение жилья, на их основе уже реализуется готовый объект теплоснабжения для обеспечения энергией строящихся объектов.
— Руслан Зирякович, в прошлом году упор делали на ремонт центра и Комсомольского микрорайона. А в этом году?
— Мы особо не выделяем какие-то районы. Подходим к вопросам качества ресурса абсолютно по всем объектам в периметре нашего присутствия. В прошлом году основной упор делали на крупные магистральные сети. За прошедшие два сезона поменяли больше 1000 единиц запорно-регулирующей арматуры, выполнили ремонты. На протяжении последних двух лет проводим внутритрубную диагностику: это очень дорогостоящий метод исследования, и он действительно дает эффект.
Мы уже два сезона работаем без глобальных отключений по магистральным сетям. Обеспечиваем нулевую аварийность на магистралях. Так что в случае каких-либо отказов на сетях и оборудовании ограничения будут, но локально, а не целыми районами.
— Люди часто пишут: мол, чем вы летом занимались, раз только сейчас нашли утечку? Возможно ли это как-то предусмотреть?
— В основном здесь влияет очень большой износ по сетям, а их у нас 573 километра! Это очень большой объем. Здесь в любом случае происходят какие-то ситуации, но мы устраняем все в регламентные сроки, никогда их не превышая. И те методы контроля и диагностики, которые внедряем на протяжении двух лет, будут давать свой эффект.
— Проблема износа сетей сохраняется?
— Сети в городе имеют очень большой износ. Это объективно связано с тем, что город развивался в последние годы очень стремительно, а к инженерной инфраструктуре должного отношения не было. Изношенность сетей приводит как раз к тому, что происходят аварии на них.
Мы подходим к этой проблеме глобально, понимаем, где и какой износ: в среднем по городу он составляет 70 процентов, то есть нормативный срок эксплуатации по этим сетям уже истек. Все проблемные участки попадают в нашу инвестиционную программу на замену, модернизацию: она уже сформирована на горизонт до 2030 года. За этот период будем обновлять абсолютно весь теплосетевой комплекс — и сети, и котельные, и изоляцию, и иное оборудование, которое участвует в производстве тепловой энергии. При необходимости — с увеличением диаметров и мощностей, обновлением и реновацией всевозможного оборудования. Это глобальная программа, которой мы будем заниматься в ближайшие пять лет.
Число жалоб уменьшилось в разы
— А как происходит подача тепла, когда у нас в Краснодаре температурные качели: сегодня минус два градуса, а завтра плюс десять?
— У нас в Краснодаре есть котельные, которые работают уже без присутствия человека, они регулируют подачу теплоносителя автоматически. А есть источники с персоналом, где нет автоматизации. Там за параметрами круглосуточно следит специалист, который их регулирует.
В теплые дни у нас бывают обращения от жильцов, что в домах излишне тепло. Это связано с тем, что технологически котельные работают по минимально возможной нижней границе в 70 градусов, что, в свою очередь, необходимо для обеспечения температуры для поддержания государственных стандартов по параметрам горячего водоснабжения у потребителей, которая не должна быть ниже +60 °С. И этот же теплоноситель, который мы подаем с параметром в 70 градусов, он отбирается в том числе и на отопление наших потребителей.
Там, где у потребителей стоят индивидуальные тепловые пункты, они берут количество тепла в необходимом объеме с учетом погоды. А если таковых в домах нет, то многоэтажка отапливается по тем параметрам, которые мы поставляем. Если есть подобная проблема, нужно обращаться в свою управляющую компанию, которая уже проведет регулировочные работы внутри домов.
— Управляет такими котельными, получается, искусственный интеллект?
— Да, в том числе искусственный интеллект. Это специальные программные продукты, которые обеспечивают поставку ресурса по заданным критериям. Причем данные по большинству котельных мы видим в режиме реального времени. И даже частично видим основные параметры у жителей некоторых домов, которые они получают. Если оказывается, что показатели отличаются от нормативных, оперативно реагируем: выходим на адреса, проводим регулировочные работы на источнике или сетях.
Это очень помогает в работе. И как раз за последние два года количество жалоб на недотопы кратно уменьшилось: не на проценты, а в четыре-пять раз.
— А давно вы применяете искусственный интеллект в работе?
— Это тоже тенденция последних двух лет. Мы начали сильно вкладываться именно в информационные технологии. У нас есть ряд новшеств, которые уже используются на предприятии. Например, водительский состав выходит на линию при помощи телемедицины. Водитель садится за аппарат, который определяет отсутствие паров алкоголя, проходит диагностику тонометром, а также выяснение других показателей проводится без присутствия медика.
Также у нас внедрено цифровое «ресурсоснабжение». Мы видим все наши объекты и весь персонал в текущем времени: где он находится, чем он занимается, какие заявки выполняет. Как раз благодаря во многом внедрению информационных технологий удалось добиться результатов по оперативности реагирования и сокращению сроков выполнения работ. Это направление в информационных технологиях будет развиваться и дальше с привлечением цифровых новшеств в повседневную жизнь, что самым позитивным образом скажется на наших потребителях.
УК-должники не будут прятаться за «новыми» названиями
— Как вы работаете с должниками?
— Это большой пласт работы, который ведем на ежедневной основе. Самая главная задача — не дать вырастать имеющимся задолженностями у потребителей. По управляющим компаниям за последние два с половиной года более-менее навели порядок, и мы уже понимаем, что 95 процентов из них — добросовестные. А вот остальные пять процентов — действительно злостные неплательщики, которые не должны работать, даже меняя названия. Мы совместно с надзорными органами, с прокуратурой мониторим их на постоянной основе. Там, где методы работы не меняются, выводим абонентов на прямое абонентство: с каждой квартирой заключаем отдельные договоры. Я думаю, что в течение следующего сезона-двух все нерадивые УК с рынка уйдут.
— В некоторых домах стоит счетчик на отопление, но управляющая компания все начисляет по нормативу...
— У любого прибора есть срок годности. За состоянием своих счетчиков, их поверкой следит управляющая компания. Если такая работа не проведена, тогда мы с УК переходим именно на расчеты по нормативу, потому что мы не понимаем, насколько точно прибор считает отпущенную нами тепловую энергию.
— Куда нужно звонить и куда нужно обращаться, если есть какие-то вопросы по отоплению?
— У нас, в Краснодартеплоэнерго, есть своя круглосуточная аварийно-диспетчерская служба, куда можно обращаться. Но потребителям в первую очередь стоит звонить в свою управляющую компанию. Если она не реагирует, тогда уже к нам — все контакты есть на нашем сайте.
— Руслан Зирякович, бывает, что в доме по одному стояку тепло, а по соседнему холодно. В чем причина?
— В 99 процентах проблема внутри здания, регулировочные работы на внутридомовых сетях должна проводить управляющая компания. Но мы никогда не открещиваемся от потребителей, потому что работаем всегда на благо нашего конечного получателя ресурса. На любое обращение реагируем: отправляем свой персонал, помогаем управляющим компаниям разобраться, найти правильный способ регулировки — словом, никогда никого не бросаем в беде.
ООО "КРАСНОДАРТЕПЛОЭНЕРГО"
Реклама