«Китайцы» сдают назад

Как отказ автодилеров от брендов из КНР скажется на российском рынке

Российские автодилеры стали отказываться от некоторых китайских брендов. Количество контрактов уже сократилось у марок Kaiyi и Livan, а в новом году еще несколько брендов окончательно покинут местный рынок, считают игроки. В агентстве «Автостат» пояснили, что это коснется китайских марок с минимальной клиентской базой. После повышения утильсбора с 1 января они станут неконкурентноспособными. Что это означает для российского рынка?

Фото: Maxim Shemetov / Reuters

Основатель компании E.N. Cars. Евгений Забелин отмечает, что у покупателей сократится выбор в бюджетном сегменте до 3 млн руб.: «Компаниям с небольшим объемом продаж сложно конкурировать по ценам с теми, кто продает много, с теми же Geely, Haval, Changan, поэтому они уходят. Им невыгодно содержать дилерскую сеть, продавая небольшое количество автомобилей. Поскольку они все в основном конкурируют в бюджетном сегменте, очевидно, выходят вперед те, кто сейчас производится в России либо в Беларуси. Это Haval, в Беларуси производятся локализованные модели, например, "Белджи" — это модель Geely, а "Москвич", который перелицованный Jac, естественно, производится уже по полному циклу. Вообще, у китайцев такой менталитет: пришли, денег заработали и ушли. Если не получилось, то они не будут пытаться что-то выстраивать, просто пойдут в другое место».

Среди кандидатов на выход с российского рынка собеседники “Ъ FM” называют, например, бренды Haima, SWM, Oting и Foton. Дилеры перестали инвестировать в эти марки, так как они не популярны у покупателей. Впрочем, официальных заявлений бренды не делали. Доподлинно известно только о закрытии дилерских центров Skywell, отметила управляющая компанией Frank Auto Ирина Франк: «Skywell просто не пошел в ценовом диапазоне. То есть пока дилеров заставляли выкупать и продавать, они выкупали, но в в какой-то момент произошел коллапс, продажи встали, стоки большие, не продаются. Дилеры их продавали с выгодой до 1 млн. руб. от закупочной цены.

Естественно, даже в рамках крупных дилерских центров, где разные бренды в одном месте, одним прикрывают минуса, это стало очень больно. И дилеры собрались, приняли решение и отказались работать с этим брендом. У дистрибутера нет возможности продавать самостоятельно, поэтому они, насколько я знаю, уходят уже в этом году. При этом бренды Rox и MG, например, пришли как официальные дилеры. Кто-то уходит, кто-то приходит».

Российский рынок продолжает формироваться после ухода американских и европейских брендов. Так, о скором выходе заявлял южно-корейский производитель KGM (бывший SsangYong), основа модельной линейки которого кроссоверы, пикапы и внедорожники. Также в России могут появиться автомобили Iran Khodro. Но сами дилеры признаются, что предпочитают работать с крупными партнерами, которые уже хорошо известны на рынке. Сейчас это около 30 брендов из КНР, а в топовую пятерку входят Chery, Geely, Great Wall и Changan, говорит директор по развитию Группы компаний «Авторусь» Кирилл Ким:

«За последние полгода было выведено на рынок больше 100 моделей, и очень много новых брендов появляется, поэтому здесь скорее все будет зависеть от политики китайских производителей: как они смотрят на наш рынок, насколько долгосрочную стратегию они выстраивают. У брендов, которые инвестируют в производство на территории РФ, я так понимаю, серьезные намерения по развитию на нашем рынке, такие партнеры будут выделять средства.

Что касается новых брендов, понятно, что меньше свободных дилерских центров осталось, где они смогли бы найти партнеров, им будет сложнее. Все-таки мы делаем ставку на действующих партнеров, на бренды, которые уже на рынке присутствуют, есть уже какая-то статистика продаж. Кроме того, эти бренды уже сформировали определенные склады по запасным частям, статистику по гарантийным ремонтам, что тоже очень важно с точки зрения общего уровня сервиса».

Самым популярным в России автомобилем остается Lada Granta, по итогам ноября их продали 16 тыс. На втором месте находится Lada Vesta, которая продемонстрировала прирост в 35%, всего продано 9 тыс. автомобилей. Третий результат у Haval Jolion, кроссовер с результатом в 5,5 тыс. единиц стал лидером продаж среди иномарок.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Светлана Белова

Вся лента