Сказочный интерактив

В Русском музее открыли ретроспективу к 175-летию Виктора Васнецова

В Государственном Русском музее открыли выставку-ретроспективу к 175-летию Виктора Васнецова (1848–1926). Новый проект в корпусе Бенуа собрал 120 работ художника-сказочника из Третьяковской галереи, ГРМ и Нижегородского художественного музея. Также впервые перед петербуржцами выставили «Царевну-лягушку», которая хранится в Доме-музее В.М. Васнецова.

Кроме полотен в первых залах представлены интерактивные экспонаты: рядом с «Иваном-царевичем на Сером Волке» разместили экран с описанием русских сказок, которые встречаются на полотнах живописца, а возле «Витязя на распутье» находится тактильная репродукция для слабовидящих гостей.

Экспозицию кураторы разделили по основным периодам творчества Виктора Васнецова, а открывающими работами стали былинные и сказочные картины, которые и принесли славу тогда только вернувшемуся из Парижа живописцу, причем это произошло далеко не сразу после обучения в Императорской Академии художеств.

Виктор Васнецов родился в семье сельского священника, поэтому жизненный путь у него должен был сложиться предсказуемо, но уже в Вятском духовном училище все пошло не по родительскому плану. Талант к рисованию заметил преподаватель живописи Николай Чернышев, который пытался всячески продвинуть ученика дальше. Идеей загорелся и сам студент, поэтому с благословения отца он бросил учебу уже в Вятской духовной семинарии на последнем курсе и уехал в Петербург.

Поступить удалось с первой попытки, только об этом он узнал год спустя, когда пришел вновь сдавать вступительные экзамены. На входе в аудиторию у Васнецова спросили, где он пропадал, а он не нашелся, что ответить. Потому как просто постеснялся и не поверил тогда итоговым спискам — и решил поступить в учебное заведение еще раз. Получив возможность обучения в академии, Виктор Васнецов продолжил развиваться и с другими мастерами. Почти сразу он стал учеником Ивана Крамского в московской Школе общества поощрения художеств.

Тогда же художник присоединился к передвижникам, но только очень быстро стал уставать от выбранного жанра. Писать всю жизнь сирых и убогих ему мало хотелось, а новые сюжеты в голову не приходили. Тем более что так делали многие, в том числе Василий Перов и Павел Федотов.

Окончательно укрепился Виктор Васнецов в решении после поездки в Париж, куда его повезли Иван Крамской и Илья Репин. Они предполагали, что посещение Мекки для художников подарит вдохновение приятелю. Так и вышло, но не с той стороны, на которую надеялись передвижники. Именно французский период становится следующим на ретроспективе в ГРМ.

Бытовые сюжеты с ярмарок и цирковых шоу, портреты купцов в багряном оформлении стен оттеняют мотивы передвижников в творчестве Васнецова. Однако, если пройти половину зала, станет заметно, что их влияние на живописца неоднозначно: из-за поворота выглядывает церковный образ, на полу разложены книги со сказочными иллюстрациями, а в стеклянном стенде находится русский народный костюм.

В Париже с Васнецовым случилась похожая ситуация. Хотя рядом были передвижники, его водили на показ работ французских импрессионистов, но выставляемые работы мало его интересовали. Картины Эдгара Дега, Клода Моне и Огюста Ренуара, которые были самыми модными в то время, вообще нагоняли скуку, из-за чего он сбегал от друзей в Лувр.

Спустя год путешествий вместе с передвижниками Васнецов возвращается в Россию и полностью меняет направление деятельности, уезжая из Петербурга в Москву, где начинает писать на былинные сюжеты. Одну из первых картин — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — в столице приняли слабо, но поддержка бывшего учителя Павла Чистякова сыграла на руку живописцу: его заметили критики.

В сказках он нашел свою нишу, потому как до художника фольклор воспринимали не особо серьезно, а иллюстрировали его набросками или яркими лубками, которые мало интересовали коллекционеров и богатых покупателей. Полотна со сложными сюжетами заинтересовали рынок гораздо больше бабьих сказок.

Параллельно с народными историями Васнецов начал писать иконы, которые можно было продать еще выгоднее из-за высокого спроса. На выставке в Русском музее как раз представлены одни из его самых известных работ, которые использовались для оформления Владимирского собора в Киеве, петербургского храма Воскресения Христова и софийского собора Александра Невского. Впрочем, закольцовывает экспозицию «Ковер-самолет», показывая, что, даже несмотря на коммерческий успех, Виктор Васнецов продолжал создавать картины на интересные ему темы.

Стефания Барченкова

Вся лента