«Людей хватает, техники — нет»
Что происходит на загрязненных мазутом пляжах Анапы спустя неделю после ЧП
Резкий запах мазута ударяет в нос. Я наступаю в черную вязкую жижу, которая намертво прилипает к подошве. «Нужна техника, где техника? Неужели нельзя организовать больше машин, тракторов»,— подслушиваю разговор двух мужчин с серьезными грустными лицами, которые без остановки набирают лопатой песок вперемешку с мазутом и отправляют его в полиэтиленовые мешки. Такие же разложены вдоль всего берега, из некоторых обратно на берег сочится мазут. А море продолжает «отрыгивать» черную густую вонючую массу.
По данным регионального оперштаба, в ликвидации последствий разлива мазута принимают участие почти 8,5 тыс. человек — это спасатели, волонтеры, сотрудники краевого МЧС, администраций, предприятий. Задействовано 370 единиц техники. В МЧС сообщают, что мазутом загрязнено 54 км берега, накануне цифра была меньше.
«Ночью обещают шторм, который сделает “слоеный пирог” из песка и мазута. Времени нет и техники нет»,— продолжают диалог волонтеры.
Птица (кажется, поганка), покрытая густым слоем мазута, безмолвно открывает клюв и безуспешно пытается взмахнуть крыльями. К ней на помощь бежит волонтер, накидывает тряпку, птица начинает кричать. «Тише маленький, не бойся, не бойся»,— волонтер бережно берет птицу на руки и спешит с ней в центр, где от мазута уже отмыли более 900 пернатых пациентов.
«Птичник» (так волонтеры называют центр по спасению птиц) расположен в помещении автомойки, здесь пернатых пациентов отмывают от нефтепродукта, лечат и готовят к транспортировке на передержку, в том числе в геленджикский Сафари-парк. Птицы будут проходить реабилитацию до весны, пока полностью не сменится оперение, иначе они погибнут. На отмывку одной птицы уходит примерно полкило крахмала и полбутылки средства для мытья посуды. Затем пернатых сушат под лампами, чтобы они не умерли от переохлаждения, дают полисорб (от мазута страдает желудочно-кишечный тракт), промывают глаза специальным раствором и пр. Руководитель волонтерского штаба, эколог Евгений Витишко рассказывает мне, что чаще всего в центр доставляют пострадавших поганок, встречаются гагары и бакланы.
К сожалению, не всех пернатых, поступивших в центр, удается спасти, на сегодняшний день 30 из них погибли.
«Расходников, лекарств достаточно, гумпомощь везут и везут… И людей хватает, а вот техники — нет, — делится со мной волонтер Елена Рыжкова, которая второй день находится на месте экокатастрофы. — Люди — герои. Дышат этой гадостью, машут лопатами, но процесс может идти гораздо быстрее, если бы на берегу работали погрузчики. У нас же много предприятий, которые работают на побережье, в их автопарках есть спецтехника».
В Telegram-чатах, созданных для координации и взаимодействия тех, кто хочет помочь в ликвидации разлива мазута, продолжают собирать гуманитарную помощь — лекарства для птиц, мусорные мешки, респираторы и пр. Местные жители делятся ночлегом с волонтерами, автомобилисты помогают с перевозкой птиц. Владельцы местных кафе совместно с жителями закупают продукты, готовят и развозят еду тем, кто трудится на берегу. Власти также организовали пункты обогрева и полевые кухни. Всем желающим чистить берег от мазута выдают инвентарь и средства защиты, в том числе респираторы. Без них работать нельзя, можно получить отравление, надышавшись ядовитыми парами. По словам волонтеров, такие случаи есть, многие для профилактики пьют сорбенты.
Эколог Дмитрий Лисицын подготовил обращение в правительство РФ, которое волонтеры подписывают и отправляют на имя премьер-министра Михаила Мишустина.
«Тысячи людей выходят на очистку, спасают птиц, жертвуют деньги, помогают чем могут. Но масштаб беды требует такого же масштабного вовлечения и государства, и крупного бизнеса — а этого нет. Сил и средств выделяется крайне недостаточно, необходимые меры не принимаются. Вместо бульдозеров мазут вынуждены убирать люди лопатами и совками, дыша ядовитыми парами. Собранный в мешки мазут не вывозится вовремя, а уходит обратно в песок. Люди выбиваются из сил, мазут расползается все дальше, гибнут все новые птицы. Прошло уже шесть дней, а из аварийного танкера “Волгонефть-239”, выброшенного на берег, так и не начата откачка мазута — а там его тысячи тонн. Нефтяной разлив на море так и не локализован»,— говорится в обращении.
Правительство просят ввести режим ЧС регионального уровня и организовать мобилизацию дополнительных сил МЧС, Морспасслужбы, корпоративных аварийно-спасательных формирований; выделить фронтальные погрузчики, бульдозеры, экскаваторы, самосвалы и пр.