«Ничего невероятного в такой перспективе нет»

Михаил Гуревич — о возможной блокировке популярных мессенджеров

В реестр организаторов распространения информации принудительно включили принадлежащий экстремисткой организации Meta WhatsApp и Skype, а также еще десять мессенджеров. Такой статус формально могут приписать любому сайту, на котором есть функция обмена сообщениями между пользователями. В список попадают добровольно или по требованию Роскомнадзора, которому направляют обращения силовые структуры. Ресурсы, которые отказались это сделать, штрафуют или могут заблокировать. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич задумался о перспективах новых участников перечня.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Отныне WhatsApp, Skype и еще десять мессенджеров официально признаны в России организаторами распространения информации. Казалось бы, ничего странного. Данный реестр появился еще в 2014-м, и в нем числятся более 450 сервисов голосовой, видео- и текстовой переписки, включая таких гигантов, как «Яндекс», VK и, конечно, Telegram. Однако если большая часть компаний сами согласились с требованиями и прошли процесс регистрации, то сейчас ресурсы были включены в реестр принудительным решением российского регулятора. Теперь, согласно закону, сервисы обязаны хранить переписку и данные российских пользователей, а также передавать их по запросу ФСБ. Более того, они должны будут установить за свой счет специальное оборудование, которое позволит силовикам иметь постоянный доступ к необходимой информации.

Учитывая недавнюю блокировку другого популярного мессенджера Viber, новость про Skype и WhatsApp сразу вызвала подозрение, что и они вскоре окажутся недоступными для россиян.

В принципе, ничего невероятного в такой перспективе нет. Во-первых, сервисы иностранные и разрабатываются в недружественных государствах, а во-вторых, тот же WhatsApp принадлежит корпорации Meta, которая скоро уже три года как признана в РФ экстремистской. Обе площадки имеют в анамнезе несколько претензий и штрафов, а еще они находятся меж двух огней. Выполнение всех требований РКН может быть воспринято на Западе как нарушение режима санкций, ну а их соблюдение — как противоправные действия в России. Skype и WhatsApp — части публичных компаний, торгуемых на NASDAQ. Вряд ли стоит сомневаться в том, какую стороны выберут их акционеры.

Да и будем откровенны, при сложностях с монетизацией российских пользователей единственная причина, заставляющая международные сервисы оставаться на отечественном рынке, это надежда на туманное будущее, когда ограничения снимут и они смогут вновь зарабатывать в России. Поэтому все вопросы только к нашим властям в целом и Роскомнадзору в частности. Готовы ли чиновники идти до конца и вслед за включением в реестр ОРИ заблокировать площадки за отказ от сотрудничества? Вопрос непраздный, учитывая, что WhatsApp, например, самый популярный мессенджер страны. Более 79% россиян пользуются им каждый месяц, а 65% и вовсе заходят каждый день. Глядя на недавний опыт c Viber, легко предположить, что уровень востребованности преградой не станет. Пользователи, конечно, побурчат, да и перейдут на другую платформу. Но, возможно, именно в этом и кроется проблема.

Альтернативой для подавляющего большинства станут сервисы не от VK или «Яндекса», а Telegram.

Отмечу, что Павел Дуров сам присоединился к реестру ОРИ еще в 2017-м и с тех пор как-то лавирует, пытаясь соблюдать законодательство, и при этом не лишаться имиджа защищенного от посторонних глаз мессенджера. Но сейчас, как известно, он находится во Франции и вынужден давать показания местным следователям. Кто же знает, что они потребуют от него и не станет ли это что-то препятствием для работы в России. Ведь если еще и Telegram уйдет, то где же мы будем переписываться?


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Михаил Гуревич

Вся лента