«Пока нет сформированного продукта, раскручивать его бесполезно»
Предприниматель Сергей Слабунов о повышении туристической привлекательности регионов
Муниципалитеты регионов Черноземья начали вводить туристический налог. Соответствующее решение уже приняли представительные органы в Орле, Мценске, Липецке, Тамбове, в Усманском первом сельском поселении Новоусманского района Воронежской области и других населенных пунктах. С помощью нового налога власти макрорегиона рассчитывают пополнить местные бюджеты. Участники рынка, впрочем, считают, что эту работу нужно проводить параллельно с наращиванием туристической привлекательности региона. О том, как это делать, рассказал управляющий партнер парка «Белый колодец» Сергей Слабунов.
Туризм можно рассматривать как глобальный маркетинг региона. Это то, что обеспечивает его сначала медийную, а затем инвестиционную привлекательность. Люди приезжают как туристы, потом выбирают город для ПМЖ, растет рынок труда, и заходят инвесторы. Сегодня самая большая проблема — это персонал. Мы живем в эпоху нулевой безработицы, безработных нет, и никто не хочет работать. Соответственно, найти кадры сейчас очень тяжело в любой отрасли и в любом городе. Я объехал много городов, и все мне говорят о проблемах с персоналом. Туризм отчасти решает это.
Приведу в пример Краснодар, где за десять лет население выросло в два раза благодаря всего одному туристическому объекту — парку Галицкого, построенному частным инвестором. Долгие годы Краснодар был «большой деревней». Когда ты находился в центре, по застройке нельзя было этого понять. После появления парка в город потянулись люди, строительная отрасль продемонстрировала мощный рост, цены на жилье взлетели. Мультиэффект экономический колоссальный. В контексте туризма единственная причина заехать в Краснодар сейчас — это парк Галицкого.
Чтобы повысить туристическую и инвестиционную привлекательность региона, важно создавать грамотную инфраструктуру. При запуске новых проектов для предпринимателя ключевое — это взаимодействие с властями, насколько они готовы помочь ему это сделать — дать воду, электричество, подъезд к предприятию. При развитии действующих проектов нужно учитывать меняющийся формат потребления. Современный человек вдали от дома, отрываясь от привычных доставок или «Пятерочки» с «Магнитом», испытывает страх, что останется голодным. Поэтому в точках привлечения туристов нужны рестораны и кафе. А доступ к интернету, парковка и классные фотолокации для контента уже так же обязательны, как комфортный туалет.
Сначала инфраструктура — потом можно пробовать строить бренд вокруг нее. У любого бренда должен быть осязаемый продукт — точки контакта, куда можно прийти, увидеть и считать нужный контекст. Например, сейчас в Воронеже обсуждается концепция «Родины Нового года». Этой идее пока не хватает «доказательств на земле». Как поступили в Нижнем Новгороде, когда заявили себя «столицей закатов»? Поставили сотни лавочек на смотровых площадках и набережной, чтобы каждый день можно было любоваться заходящим солнцем.
В конечном счете за счет роста туристической привлекательности региона важно добиться того, чтобы люди были счастливы.