«Истории успеха — это всегда про взаимодействие с людьми»

Альберт Сынгизов — о принципах работы банка УБРиР с предпринимателями

Несмотря на ужесточение денежно-кредитной политики, банки по-прежнему остаются надежными партнерами предпринимателей. Директор департамента корпоративного бизнеса Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Альберт Сынгизов рассказал о том, как события уходящего года повлияли на приоритеты банка и запросы бизнеса, какие отрасли наиболее выгодны для открытия своего дела и что поможет преодолеть нынешний непростой период.

Фото: Ирина Смирнова

— Какие тренды 2024 года повлияли на ваши приоритеты, нашли отражение в банковских продуктах и услугах?

— Самой обсуждаемой темой уходящего года стало повышение ключевой ставки. Оно привело к почти двукратному росту ставок по кредитам. Поскольку не все предприниматели могут переложить повышенную нагрузку по процентам в стоимость товара или услуги, то более половины отраслей вынуждены работать в условиях, когда рентабельность оборотного капитала ниже ставок по кредитам.

Чтобы достойно и с минимальными потерями пройти этот непростой период, мы актуализировали механизмы пересмотра графика платежей. Это даст нам возможность оперативно рассматривать обращения клиентов. Пока ощутимого роста проблемной задолженности не наблюдается, но такие последствия нельзя исключать в будущем.

На фоне развития сервисов доставки и торговли мы совершенствуем наш сервис эквайринга. Например, совместно с нашим партнером запустили реализацию компактных терминалов MPOS весом всего 80 грамм. Это такой же по функциональности, как и обычный переносной терминал, но дольше держит заряд и к тому же кратно дешевле. В будущем ожидаем, что доля компактных терминалов MPOS достигнет 35% от всего числа устанавливаемых нами терминалов эквайринга.

Кроме того, сегодня предприниматели воспринимают банк уже не только с точки зрения классического банкинга (предоставление расчетно-кассового обслуживания, депозитов, кредитов и прочего), а больше уже как экосистему, которая решает все вопросы клиентов. Поэтому мы расширяем и адаптируем под запросы клиентов линейку нефинансовых сервисов.

— И какие небанковские продукты наиболее востребованы у предпринимателей?

— Среди нефинансовых сервисов — регистрация бизнеса, онлайн-бухгалтерия, документооборот, юридическое сопровождение и прочее. На фоне роста активности мошенников особым спросом пользуются сервисы проверки контрагентов и защиты денег на расчетном счете или корпоративной карте. Ранее защитные сервисы занимали небольшую долю в нашем портфеле, но сейчас она возросла в разы. Так, доля клиентов, подключающих сервисы «Бизнес-карта под защитой» и «Бизнес-щит» выросла до 30%. До 90% возросла доля клиентов, подключающих сервис «Светофор», который позволяет проверить контрагента по более чем 40 базам данных: ИФНС, ФССП, платформа «Знай своего клиента» ЦБ РФ и другие. Визуально это реализовано в виде светофора, где зеленый свет означает, что все хорошо, желтый рекомендует запросить детальный отчет о контрагенте, а красный — настоятельно предостерегает от сотрудничества.

— Как за год изменились запросы бизнеса?

— Несмотря на снижение спроса на кредитные продукты, мы продолжаем активно кредитовать бизнес, например предприятия сферы торговли и услуг. Предприниматели обращаются за финансированием проектов, которые нельзя остановить или которые находятся на завершающей стадии. Финансирование новых направлений либо масштабирование уже освоенных сейчас встречается реже. Также наметилась тенденция досрочного погашения и закрытия действующих кредитов, отказ от выборки свободных лимитов в целях снижения нагрузки по уплате процентов.

В то же время бизнес стал активнее размещать временно свободные деньги на овернайтах и коротких депозитах, что позволяет ему дополнительно заработать. Ранее этой услугой в основном пользовались средние и крупные компании, которые имеют в своем штате финансовые службы, занимающиеся управлением пассивами. Сейчас интерес к этому проявляет также малый и микробизнес.

— Какие отрасли сегодня наиболее перспективны и выгодны для старта?

— Все, что связано с импортозамещением, которое получило мощный импульс после введения санкций и ухода зарубежных компаний с российского рынка. Малый бизнес как наиболее гибкий и адаптивный сегмент стал активно занимать освободившиеся ниши: IT-сфера, производство одежды и аксессуаров, туризм, торговля, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, производство продуктов питания.

В IT-сфере, например, после того, как иностранные компании перестали обслуживать и улучшать свои системы в России, высвобождающиеся ниши активно занимают отечественные разработки. Зачастую это путь от успешного стартапа с последующим масштабированием и привлечением внимания и капитала крупных отечественных IT-компаний. Поскольку в текущих реалиях важна скорость выхода на рынок с конкретным предложением, то крупному игроку выгоднее приобрести готовые решения, нежели начинать собственную разработку, которая потребует дополнительных временных, финансовых и кадровых ресурсов.

С точки зрения рентабельности оборотного капитала наиболее привлекательны сегодня транспортировка и хранение, производство пластмассовых и резиновых изделий, производство пищевых продуктов, сельское хозяйство и рыболовство, производство одежды, производство напитков, производство электрооборудования. Но возможность добиться успеха есть всегда — вопрос в идее и организации.

— Что лежит в основе успешного сотрудничества бизнеса и Банка?

— У историй успеха есть много общего. Это, как правило, не одно десятилетие работы, старт с небольшой арендованной точки и масштабирование до сетевого уровня, своевременная и выверенная поддержка со стороны банка. И самое главное — партнерские отношения между банком и предпринимателем.

Истории успеха — это всегда про взаимодействие с людьми. Здесь важна работа сотрудника фронт-линии, менеджера: важно выяснить, что хочет предприниматель, какую цель перед собой ставит и предложить то решение, которое будет наиболее эффективно и выгодно. Неравнодушное отношение и ответственный подход со стороны нашего сотрудника создают предпосылки для успешного и многолетнего сотрудничества.

— Какие вызовы сегодня стоят перед бизнесом?

— Помимо вышесказанного, наибольшие трудности у бизнеса также вызывают вопросы кадрового обеспечения и возрастающие зарплатные ожидания работников.

Участники внешнеэкономической деятельности сталкиваются со все большим усложнением цепочек поставок и растущими трудностями с проведением трансграничных платежей, что приводит к увеличению сроков поставок и себестоимости товаров и услуг. Рынок трансграничных платежей теперь сосредоточен у платежных агентов, что опять-таки приводит к росту себестоимости и удорожанию продукции.

— Как будет развиваться МСБ в ближайшие годы?

— Мы уже длительное время живем в условиях весьма жесткой денежно-кредитной политики и высокой стоимости денег. Это создает определенные сложности для банков, но благоприятные условия для бизнеса с точки зрения возможности размещения денег на депозитах или в овернайтах и получения на этом процентного дохода. В связи с этим предприниматели сейчас по возможности придерживаются сберегательной стратегии. Темпы кредитования, которые активно разгонялись в предыдущие периоды, предсказуемо снижаются.

Но бизнес все равно будет искать возможности для развития, и наша задача как банка — предложить ему эффективные и удобные инструменты. В связи с этим мы продолжим развивать свои экосистемные решения и особое внимание будем уделять реализации стратегических инициатив.

Фото: Ирина Смирнова

Читайте другие материалы проекта «Бизнес и банк: истории успеха»

ПАО КБ «УБРИР»

Реклама 16+

Вся лента