В беспилотные грузовики усаживают испытателей

Зачем «Яндекс» ищет водителей для такого транспорта

Крупные компании начали искать водителей беспилотных грузовиков. Такую вакансию опубликовал, к примеру, «Яндекс», на это первыми обратили внимание «Ведомости». “Ъ FM” направил запрос в корпорацию. Водителю предстоит ездить по маршруту, проводить испытания, следить за техническим состоянием транспорта и вести записи экспериментов. У соискателя должны быть права, которые разрешают управлять грузовиком с прицепом весом более 750 кг, и опыт безаварийного вождения от трех лет.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Как выглядит работа такого водителя, “Ъ FM” рассказал главный системный архитектор АО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» Юрий Минкин: «Все довольно сильно зависит от подходов, которые используются в компании. Но обычно главная задача таких сотрудников — быть реально большими профессионалами и внимательно наблюдать, то есть просто контролировать, все ли хорошо идет. Если беспилотник что-то сделал неправильно, его надо остановить. Обычно есть какая-нибудь большая красная кнопка или просто достаточно нажать на педали и покрутить руль, и система отключится. Но главное, чтобы они были профессиональными водителями и понимали, что происходит на дороге и где границы между опасной ситуацией и неопасной.

Это новая система, которую никто не испытывал в реальных условиях, поэтому можно проехать максимальное количество километров. Я думаю, что таких работников должно быть как минимум десять человек, а может быть, и больше, если мы говорим о реальной попытке перейти в промышленную эксплуатацию. Потому что наезд должен быть миллионы, если не десятки миллионов километров.

Между тем первая компания, которая реально обеспечит беспилотное вождение, добьется очень больших финансовых успехов, потому что сможет фактически захватить рынок перевозок.

Потому что сейчас здесь главный источник затрат — это водитель, потому что у него должен быть жесткий график, ему нужно отдыхать. Каждый час простоя — это довольно существенные деньги для транспортной компании. Это реальная борьба за новый уровень эффективности транспортных компаний и отрасли перевозок».

«Ситуация с беспилотным грузовым транспортом — это перспектива 10-20 лет. Самый главный фактор касается дорог.

Например, на сегодняшний день самый успешный проект в этой сфере проводит "КамАз" на трассе М11. Эта дорога построена в соответствии с требованиями к возможному использованию на ней такого транспорта, там большое количество камер и правильная разметка. Но беспилотники должны с нее куда-то свернуть, доставить товар до определенного места, даже до какого-то большого терминала, где бы они произвели разгрузку. И тут мы сталкиваемся с большими проблемами, потому что этих дорог просто нет.

Что касается водителей, то тем из них, кто связывает свою жизнь с профессиональной деятельностью, вряд ли будут интересны эти проекты. Ведь, работая, скажем так, в традиционном ключе, они вольны выбирать, куда ездить и на каких условиях сотрудничать с бизнесом. В сфере же беспилотного транспорта они все-таки выполняют ограниченный функционал с определенными требованиями, необходимостью считывать, может быть, данные».

Беспилотные грузовики с конца сентября ездят по трассе М11 между Москвой и Санкт-Петербургом. В эксперименте участвуют «КамАЗ», StarLine и «дочка» «Сбера» Sberautotech. Также подобные перевозки тестирует Wildberries: в сентябре 2024-го четыре грузовика компании курсировали по М11, к концу года их количество обещали увеличить до 10-12.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Иванова

Вся лента