Время собирать сети

«Россети Центр» проводят консолидацию инфраструктуры

ПАО «Россети Центр», управляющая организация «Россети Центр и Приволжье», подвело итоги 2024 года и последних шести лет своей работы. Как сообщил его гендиректор Игорь Маковский, за это время выручка и размер инвестиций увеличились вдвое, а число отключений сети и средняя длительность перерывов электроснабжения снизились на треть. В дальнейшем компания продолжит повышать свою эффективность, в том числе с помощью цифровых инструментов. Это особенно актуально на фоне того, что 20 филиалов компании получили статус системообразующих организаций на своих территориях.

Фото: ПАО «Россети Центр»

Структуры «Россети Центр» готовы обеспечивать энергобезопасность регионов своего присутствия в качестве системообразующих территориальных сетевых организаций (ТСО), сообщил на итоговой пресс-конференции генеральный директор компании Игорь Маковский. Он напомнил, что новое законодательство в этой области вступило в силу в сентябре 2024 года. Согласно ему, статус системообразующей получает крупнейшая ТСО, на баланс которой передаются бесконтрольные региональные объекты. Она становится ответственной за их обслуживание, ремонт и модернизацию, а также выступает гарантом надежного энергоснабжения при масштабных отключениях.

Такие обязательства компании берут на себя с 1 января 2025 года на пять лет, пояснил господин Маковский. По его словам, все 20 филиалов энергокомпании признаны региональными властями системообразующими в регионах своего присутствия.

«Мы проводим большую работу по созданию единого центра ответственности перед региональными потребителями за надежность энергоснабжения, а также своевременную реализацию мероприятий по аварийному восстановлению в случае инцидентов и технологических нарушений»,— сказал глава компании.

Он отметил, что такие задачи структуры «Россети Центр» выполняли и раньше: не было ни одного случая, когда бы подразделения группы не выполнили задачу по обеспечению населения энергией, невзирая на балансовую принадлежность электросетей.

При этом, подчеркнул гендиректор «Россети Центр», консолидацию ответственности за функционирование региональных сетей, включая бесхозяйные объекты, компания фактически начала еще в 2018 году, приобретая сетевые активы. По данным господина Маковского, на филиалы группы уже приходится около 90% в выручке в регионах присутствия. «Это один из лучших показателей в стране. И на сегодняшний день мы формализовали эту ответственность на региональном уровне. Мы с новыми силами выполним задачу по обеспечению надежного энергоснабжения. Отработаем на 100%»,— подчеркнул он.

Сезон аномалий

Бесперебойные поставки электроэнергии Игорь Маковский назвал основой деятельности «Россети Центр». При этом отопительный сезон, по его словам, ежегодно становится испытанием компетенций компании. Последние несколько лет прохождение периода осень-зима осложняется аномальными погодными явлениями, на которые сети не рассчитаны. С учетом подобных климатических изменений компания особенно ответственно подходит к планированию и прохождению осенне-зимнего периода. В частности, филиалы группы формируют карту рисков и разрабатывают стратегии на случай, если эти риски реализуются, указал господин Маковский.

В качестве примера он привел ситуацию, которая сложилась 21–23 ноября 2024 года в 17 регионах присутствия «Россети Центр» после прохождения двух масштабных циклонов. По словам главы компании, последствия катаклизма были устранены в течение двух суток за исключением Тверской и Смоленской областей, где удар стихии был особенно тяжелым. «Пострадали более тысячи линий электропередачи»,— отметил он. Для ликвидации аварий в Смоленской области была сформирована группировка, превышающая по численности состав трех филиалов компании. По его словам, восстановление заняло достаточно длительный период, но все сложности были прогнозируемыми. «Мы знали, что делать, исходя из состояния сети»,— отметил Игорь Маковский. По его словам, за зимний сезон обычно случается одна-две подобные аномалии, но «энергетики всегда начеку».

Сети перевели в цифру

Глава «Россети Центр» пояснил, что оперативно решать вопросы отключений и реагировать на нештатные ситуации компании помогает специальная информационная система. Она позволяет в режиме реального времени контролировать все уровни распределительных электросетей, в том числе в приграничных регионах, где энергообъекты регулярно подвергаются атакам со стороны Украины. По данным «Россети Центр», в 2024 году на электросетевых объектах компании было зафиксировано более 2,5 тыс. инцидентов, связанных с «огневыми воздействиями».

Актуальная информация о состоянии электросетевого комплекса, числе обращений потребителей и численности работающих аварийных бригад собирается с помощью специального программного обеспечения и выводится на дашборды в координационном центре компании. Также данные поступают на гаджеты руководства. Современные цифровые технологии открывают новые возможности для управления сетями. Например, как отметил Игорь Маковский, при аварии можно переводить участки линий на резервное питание, не выезжая на место инцидента.

«Цифровизация основных процессов позволила оперативно управлять всеми уровнями распределительных электросетей, обеспечивать высокую надежность и скорость реагирования на внештатные ситуации, особенно возникающие в приграничных регионах»,— заявил глава «Россети Центр». Господин Маковский напомнил, что сейчас в регионах Центральной России работает 21 центр управления сетями.

Кроме того, компанией созданы современные унифицированные контакт-центры, теперь у каждого звонка и вызова бригады появился цифровой след, и есть возможность получать достоверные данные еще и от потребителей.

Раньше, по словам господина Маковского, основной бедой энергетиков был недостаток информации с мест. Так, через параметры SCADA в компании могли получать данные только о крупных энергообъектах. «Пока нам не позвонит потребитель, мы вообще не знали, что происходит в локальной сети»,— отметил он. Теперь это осталось в прошлом.

Благодаря применению новых цифровых инструментов на треть снизились число отключений сети (по сравнению с 2023 годом) и средняя длительность перерывов электроснабжения (по сравнению с 2018 годом). Кроме того, по сравнению с 2023 годом компания уменьшила число технологических нарушений даже на приграничных территориях, несмотря на повышение наблюдаемости аварий.

Глава «Россети Центр» напомнил, что до 2026 года предприятия компании должны создать центры управления сетями. На втором этапе до 2028 года планируется перевести всех на единую IТ-платформу, а к 2030 году — расширить использование Big Data (больших данных), искусственного интеллекта и машинного обучения.

«Отдельные комплексы у нас уже есть. Мы делаем маленькие шаги к использованию искусственного интеллекта и машинного обучения для того, чтобы повысить эффективность работы»,— отметил господин Маковский.

Основные цели

В то же время компания продолжает движение к выполнению производственных задач, стоящих перед компанией еще с 2018 года. Перваяй из них – снижение показателей потерь в сетях до технологического уровня. Гендиректор напомнил, что шесть лет назад покрытие убытков от потерь на линиях электропередачи было второй по величине статьей операционных затрат после заработной платы.

Второй целью он назвал увеличение доходов за счет оказания рыночных и комплиментарных услуг в регионах присутствия. Он напомнил, что в 2018 году компания поставила перед собой фантастическую на тот момент задачу по увеличению в десять раз выручки от оказания рыночных услуг. На тот момент она составляла около 1 млрд руб. Этот год «Россети Центр», по данным компании, будут заканчивать с показателем 10,8 млрд руб. «Доля присутствия структур группы на рынке наружного освещения превысила 60% во всех городах и населенных пунктах. Это более 1 млн светоточек, которые обслуживаются сотрудниками группы компаний “Россети Центр”»,— сообщил господин Маковский.

По его словам, основным маркером достижения целей бизнес-планирования и исполнения бюджетного задания является рост энергопотребления. За 11 месяцев оно увеличилось на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

На доходы от передачи электроэнергии приходится около 92-93% выручки группы, напомнил Игорь Маковский. По итогам 2024 года этот показатель может вырасти вдвое к уровню 2018 года и превысить 274 млрд руб. Также ожидается рост в два раза объема инвестиционной программы «Россети Центр» — до 57 млрд руб.

Еще одной целью, которая была достигнута за последние шесть лет, является удвоение производительности труда. В 2018 году выработка составляла чуть более 1,5 тыс. кВт•ч на каждого сотрудника компании. В этом году этот показатель превысит 3 тыс. кВт•ч на человека.

Как подчеркнул глава «Россети Центр», полученные по всем трем направлениям результаты являются промежуточными. «На этом задачи, конечно, не заканчиваются, и в достижении целей точку мы не ставим»,— сказал он.

ПАО «Россети Центр»

Реклама

Вся лента