Xcite и Solaris обгоняют рынок
в скорости падения продаж
Продажи выпускаемых на петербургских заводах Xcite и Solaris упали почти вполовину. По данным «Автостат Инфо», количество зарегистрированных в РФ машин Xcite в ноябре составило 711 штук против 1061 в октябре. У бренда Solaris снижение более существенное: с 2145 в октябре до 1384 в ноябре. В целом за 11 месяцев в стране было зарегистрировано 4843 Xcite и 13 374 Solaris.
Количество выпущенных за этот период Xcite, которые собирают на «Автозаводе Санкт-Петербург» (бывший Nissan), в пресс-службе автопроизводителя не прокомментировали.
Весной 2024 года, кода первую модель бренда Xcite X-Cross 7 показывали губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову, он сообщил, что к концу года предприятие выпустит 25 тыс. автомобилей. Однако в декабре 2024 года на презентации второй модели X-Cross 8 гендиректор «Автозавода Санкт-Петербург» Иван Миронов рассказал журналистам о скорректированных планах, отметив, что с ноября 2023 года на предприятии собрали около 20 тыс. автомобилей и до конца года их количество вряд ли сильно изменится.
В пресс-службе АГР, выпускающего машины под брендом Solaris на бывшей площадке Hyundai, в декабре 2024 года сообщили о двадцатитысячном автомобиле, сошедшем с конвейера предприятия. Сейчас на заводе выпускаются четыре модели: Solaris HS, Solaris HC, Solaris KRS и Solaris KRX. Само производство полного цикла (штамповка, сварка, окраска и сборка) было запущено в феврале 2024 года.
В 2025 году количество автомобильных марок, выпускающих машины в Петербурге, может вырасти до трех. Если нынешние собственники (РФ ФГУП «НАМИ».— «Ъ-СПб») бывшего завода Toyota в Шушарах найдут зарубежного партнера для сборки премиального бренда Aurus, то в начале 2025 года с конвейера сойдут первые образцы.
Ранее первый зампред правительства РФ Денис Мантуров сообщал, что сборка будет вестись совместно с зарубежными партнерами. В свою очередь, исполнительный директор Hongqi в России Иван Савельев в рамках сессии бренда на ПМЭФ назвал информацию в СМИ о возможном сотрудничестве Hongqi и ООО «Аурус» в части крупноузловой сборки на площадке в Шушарах «небезосновательной».
В целом рынок новых легковых авто в Петербурге в ноябре просел на 3,7% год к году и на 30% по отношению к прошлому месяцу. Под конец года АвтоВАЗ обогнал по количеству проданных машин Haval, который удерживал лидерство с июня. Доля иностранных авто в структуре продаж в агломерации осталась на прежнем уровне: в пределах 83% в Петербурге и 77% в Ленобласти.
В ноябре в городе было зарегистрировано 5275 машин, что на 30% меньше чем месяцем ранее. В Ленобласти число регистраций составило 1466, что сравнительно с октябрем также меньше на 30%. Всего за 11 месяцев в городе было продано 68 189 машин, в Ленобласти — 19 072.
По мнению автоэксперта Дениса Гаврилова, снижение количества регистраций Xcite и Solaris в ноябре нельзя рассматривать без отрыва от ситуации на авторынке в целом. Основной причиной падения продаж стало сокращение выдачи автокредитов. Доля кредитов в общем объеме продаж у многих дилеров достигала 85–85%, но сейчас ситуация изменилась и объемы кредитования упали на треть, уточнил эксперт.
«Если смотреть на динамику, то касательно Solaris видно, что темпы производства сокращаются. До сентября-октября завод выпускал в основном седан Solaris HS. Сейчас предприятие сосредоточилось на внедорожнике Solaris HC, который стоит дороже, соответственно, не все готовы ее приобретать. Возможно, это тоже сыграло роль в сокращении продаж в ноябре»,— говорит господин Гаврилов.
Перспективы работы автозаводов в начале 2025 года для АГР эксперт называет «понятными», для «Автозавода Санкт-Петербург» — «неоднозначными». По его мнению, АГР в начале года продолжит выпуск Solaris HC. Также, вероятно, в первом полугодии завод будет производить машины на базе Kia Rio Sedan и Kia Rio X-Line, то есть Solaris KRS и Solaris KRX.
«Что касается Xcite, то я думаю, что все будет зависеть от взаимоотношений с китайским партнером. Однако есть вероятность, что эта история скоро закончится, потому что потребителю нужна какая-то легенда бренда, которой как таковой у Xcite нет. Пока завод не смог донести до потребителя ценность приобретения авто этой марки»,— указывает эксперт.
Также господин Гаврилов предполагает, что до июня 2025 года на одном из петербургских заводов совместно с китайскими партнерами может быть запущен новый производственный проект по крупноузловой сборке.