Курьеры замкнули кольца

Как загруженность и трафик сказываются на стоимости доставки товаров

В преддверии Нового года москвичи столкнулись с увеличением сроков доставки товаров. В некоторых случаях посылки, отправленные через срочные курьерские службы, доходят до получателя на два-три часа позже, чем в обычные дни, говорят собеседники “Ъ FM”. По их словам, зачастую главная проблема — поиск свободного курьера, из-за чего стоимость таких услуг увеличивается. Как это сказывается на москвичах? И как проблему решает бизнес? Разбирался Владислав Викторов.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

На прошлой неделе московские кольца впервые за зиму замкнулись в десятибалльных пробках. И с этого момента в городе началась предновогодняя суета, говорят собеседники “Ъ FM”. Отправить подарок через службы срочной доставки стало целым испытанием. Как отметил управляющий партнер сервисной-компании «Консьерж» Кирилл Левадный, не только поиск исполнителя стал затягиваться, еще и тарифы выросли в полтора два раза: «У нас всегда ситуация одна и та же: развозят подарки. И мы замечаем, во-первых, растет ценник, а, во-вторых, увеличивается срок доставки. В среднем — в полтора-два раза, потому что раньше доставлялось в промежутке интервал до двух часов, а теперь даже до четырех часов и более. Очень много доставок мы наблюдаем в первой половине дня, то есть люди до того, как уезжают, например, в офис, хотят что-то кому-то отправить, и то же самое после рабочего дня».

Как правило, на высокие тарифы и сроки доставки влияют еще и погодные условия. Но, судя по прогнозам, в столице в ближайшую неделю установится «еврозима» и температура не будет опускаться ниже -2. Однако этого достаточно, чтобы спрос на доставку значительно превышал число курьеров, отмечают в сервисах «Яндекс Еда» и «Яндекс Лавка». По их оценкам, только за первые три недели декабря москвичи оформили на 35% больше заказов, чем месяц назад. В таких условиях сервис стимулирует курьеров повышенными выплатами. Но даже это не всегда помогает привозить заказы вовремя. Как рассказала “Ъ FM” москвичка Анастасия, на днях она два часа прождала доставку, которую в итоге отменили, потому что курьер не нашелся: «Прошло почти два часа, и мне просто звонит робот "Яндекс Еда" и говорит: "Мы не нашли курьера, поэтому ваш заказ отменен". Была дикая разборка, они нам говорили, что с нами свяжутся менеджеры по e-mail в течение семи дней. Мы были готовы прислать туда такси, чтобы водитель взял наш пакет и привез его нам, но ничего было невозможно сделать».

Участники рынка доставки уже не первый год жалуются на серьезную нехватку курьеров. По подсчетам аналитиков к концу года дефицит превысит 300 тысяч человек. Хотя еще в начале года речь шла о 140-ка тысячах. И многие клиенты это учли, говорит директор по коммуникациям СДЭК Михаил Берггрен: «В новогодний сезон мы всегда ожидаем рост объемов доставки, и это действительно может повлиять на сроки. Мы уже не первый год работаем с клиентами и предупреждаем их о том, что логистическая отрасль в целом, не только мы, испытывает критичные нагрузки в предновогодний период, и мы предупреждаем наших клиентов. И клиенты начинают к Новому году готовиться рано и таким образом получают заказы до того, как наступает этот пик».

Впрочем, владелец нескольких пунктов выдачи заказов с маркетплейсов Артем Бобцов заметил, что в 2024 году россияне до последнего откладывали покупку подарков: «Высокий сезон начался в этом году неожиданно поздно — в районе 18-19 числа. Как такового новогоднего бума в этом году не будет, как было в прошлые годы. Ожидать сверхзагруженности и гиперочередей в пунктах выдачи заказов не стоит, будет просто высокая нагрузка вот эту неделю. Мы видим сейчас задержку отправлений иногда на полтора-два дня, но в прошлые годы ситуация в декабре была гораздо хуже».

При этом в столичном дептрансе предупреждают, что до конца недели сложная ситуация будет сохраняться еще и на дорогах. Пробки начнут собираться уже с 15 часов, причем не только внутри Садового кольца, но и возле крупных торговых центров. Хуже всего ситуация будет в субботу, а затем останется лишь ждать Нового года с тем, что успели заказать и привезти.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Владислав Викторов

Вся лента