Ректор Пермского педагогического Университета подвел итоги года и поделился планами на будущее

В беседе Константин Егоров рассказал о достижениях университетского сообщества в 2024 году, о ключевых проектах, а также о планах вуза в контексте перспектив развития Прикамья.

– Какие главные итоги года вы бы выделили в этом году для университета?

– Важным шагом в поддержке подготовки будущих педагогов стало принятие закона Пермского края о дополнительном стипендиальном обеспечении студентов-целевиков. Это касается ребят, обучающихся по таким направлениям, как физика, математика, биология, химия, информатика. Это укладывается в государственную программу научно-технологического развития Пермского края до 2030 года и встраивается в единую линейку мер поддержки, которые помогают будущему педагогу последовательно пройти путь от абитуриента к первому рабочему месту в образовательном учреждении.

Главным инфраструктурным достижением года стал проект по реставрации парадного зала главного корпуса. Это был сложный комплекс работ. Но нам удалось вернуть университету еще одну масштабную площадку. Притом сделала это университетская команда бережно по отношению к истории, поскольку мы постарались восстановить первоначальный вид пространства, как это было в пору возведения здания для Пермского губернского земства.

Отдельно я бы выделил науку. Университет набрал темпы в проведении исследований. Согласно мониторингу эффективности уходящего года, мы фиксируем прибавку доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Это принципиальный момент, поскольку вуз вырос по показателям в этом направлении в полтора раза по отношению к предыдущему периоду.

Также в этом году увеличилось количество бюджетных мест по очной форме обучения. Соответственно рос и контингент студентов. Поэтому своя прибавка появляется и в государственном задании, как и в бюджете университета. На 2025 год мы также планируем увеличение контрольных цифр приема.

Из содержательных аспектов я бы еще отметил работу университета в части развития формата демонстрационного экзамена. Наша команда уже давно заявила о себе на уровне России и занимает лидирующие позиции в среде педагогических вузов. Очень важно, что это не изолированный процесс, а общее дело, поскольку мы активно привлекаем работодателей, которые очень рассчитывают на объективную оценку выпускников. Поэтому все чаще и чаще студенты проходят государственную итоговую аттестацию в такой форме – сейчас это уже большая половина будущих педагогов.

– Какой задел на будущее вы успели сделать в этом году?

– Каждый реализованный проект – это задел на будущее. Думаю, что самую большую работу в этом направлении мы провели в отношении заявки вуза для участия в государственной программе поддержки университетов «Приоритет-2030». Внутри – конкретные проекты, например программы кластерной профориентации детей в соответствии с программой научно-технологического развития региона. Важно, что университет получит поддержку правительства Пермского края: региональные власти готовы выделять дополнительное финансирование Пермскому педагогическому – ежегодно по 50 млн рублей.

– Педагогический университет является одним из бенефициаров межвузовского кампуса «Будущее Пармы», реализуемого в рамках национального проекта «Наука и университеты». Какие шаги сделал вуз в рамках этого большого проекта за этот год? Как это помогает общему движению к появлению кампуса в 2027-м?

– Представители ректората – проректор по образовательной деятельности и информатизации Лариса Лизунова и проректор по воспитательной работе и молодежной политике Евгений Чащинов возглавляют профильные секции Совета ректоров Пермского края. В течение года на них лежала большая ответственность по разработке образовательных и воспитательных политик. Теперь мы точно понимаем, как будет выглядеть линейка продуктов кампуса. В 2025 году университет вместе с его дирекцией продолжит обсуждение сформированных документов, в том числе с привлечением экспертного сообщества.

Модель управления кампуса, к которой приложила свою руку наша команда университетских администраторов, получила поддержку на федеральном уровне в рамках недавней стратегической сессии в Уфе. Всего в ней участвовали представители 17 масштабных проектов. В итоге наши подходы в части паспортов продуктов лабораторий признаны образцовыми – по ним продолжат работу коллеги по всей России.

Одновременно то, что команда прорабатывает в рамках направления «Душа Пармы» и лаборатории опережающих образовательных и воспитательных технологий, уже стало частью заявки на участие в программе «Приоритет-2030». Пермский педагогический также активно работает над разработкой программ дополнительного образования и сетевых образовательных программ магистратуры в рамках кампуса. По нашим планам, уже в следующем году будет запущена первая такая магистратура – по карьерному консалтингу.

– В этом году университет открыл Центр открытого образования на площадке в Намибии. Делегация университета посещала также Южно-Африканскую Республику. Что сближает Россию и страны Юга Африки? Какие планы есть у университетской команды в грядущем году?

– Сближает в первую очередь общее прошлое. В какие бы страны мы ни заходили, нас воспринимают с большой любовью и через историческую призму. Потому что когда-то Советский Союз очень был активен на пространстве Южной Африки. Это актуально, несмотря на то что сейчас у руля поколение политиков, которое не имеет опыта прямого взаимодействия с социализмом.

Во многом объединяет нас и целеустремленность. Мы имеем очень похожие задачи. Где-то мы обладаем релевантным и востребованным опытом, где-то наши заграничные коллеги имеют интересные решения. Например, есть отдельные моменты, которые лично меня впечатляют с точки зрения педагогического опыта, особенно в системе высшего образования Намибии, Южно-Африканской Республики или Ботсваны. Поэтому наша команда изначально задалась целью разворачивать центры открытого образования именно на базе вузов. Так и получилось в случае Намибии и партнеров из Международного университета менеджмента.

Мы выстраиваем разновекторное сотрудничество с разными странами. Так, например, при посредничестве университета складывается диалог между пермской школой №12 и школой в Хараре – столице Зимбабве. В программе сотрудничества школ – видеомосты, обмен опытом, совместные летние школы. Все это подвело нас к мысли, что мы непременно продолжим развивать побратимство образовательных учреждений Пермского края и стран Юга Африки.

Другим форматом, который университет опробовал в этом году, стала дополнительная образовательная программа для зимбабвийских педагогов. Мы получили запрос от наших коллег по проблематике использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. Наши специалисты подготовили курс, который прошли в онлайн-формате 25 учителей. Почти сразу мы получили кратно большее количество заявок. Тоже продолжим эту работу.

В развитие международной работы в 2025 году ждем визит большой делегации из Зимбабве. К нам в университет приедет большая группа учителей, руководителей образовательных учреждений республики во главе с министром начального и общего образования Торерайя Мойо. Они планируют добраться до Перми уже в феврале. Педагоги пройдут у нас развивающую подготовку на базе университетского технопарка универсальных педагогических компетенций и кванториума, а также на площадках средних профессиональных организаций.

Конечно, свою работу продолжит и Центр открытого образования на русском языке в Республике Намибии. Сарафанное радио работает, поэтому, если в этот раз мы получили почти полторы тысячи заявок, сейчас ждем в несколько раз больше претендентов. В этот раз постараемся запустить курсы в первом полугодии.

– Университет очень близко работает с заказчиками – школами Пермского края. Каких эффектов удалось добиться в тех проектах, которые непосредственно им адресованы – психолого-педагогических классах, «школах-наставниках»?

– Если в прошлые годы мы ставили перед собой задачу в количественном приращении сети психолого-педагогических классов, то сейчас переходим к содержательной и качественной проработке этой платформы. Нам очень важно найти мотивированных ребят и нацелить их на поступление в университет, дать им стимул. Так, например, Пермский педагогический дает дополнительно пять баллов при поступлении тем школьникам, которые прошли через систему мероприятий, организованных для психолого-педагогических классов. Из новелл в этом направлении: вузовская команда запустила «Университетские субботы» – специальные экскурсии от студентов для абитуриентов.

Однако бенефициарами работы в формате психолого-педагогических классов должны быть не только абитуриенты, но и учителя. Здесь мы формируем единые подходы, которые позволяют обучать друг друга так, чтобы наставник или классный руководитель, сопровождающие ребят в территориях, действительно обладал необходимыми психолого-педагогическими компетенциями. Надеемся, это приведет к возрастанию числа абитуриентов, которые настолько проникнутся работой в образовании в привязке к развитию своей территории, что заключат контракт на целевое обучение.

Школы-наставники, их коллективы помогают нам построить единую линейку практической подготовки, пересмотреть программы многих наших практик. Буквально на днях закончилась практика классного руководства. Чтобы ее спроектировать, мы получили поддержку со стороны ряда директоров наших школ-наставников: они фактически вместе с нами сформулировали те характеристики, которыми должен обладать сегодняшний современный классный руководитель. Мы очень ценим такую поддержку, потому что это работает. Наши студенты за две недели выполнили ряд практических задач, которые позволили им на практике понять повседневный функционал классного руководителя. Это принципиально другой темп подготовки.

Помочь сельским территориям должна специальная работа, которую мы проводим в отношении «точек роста». Выпускник Пермского педагогического должен уметь увлечь детей наукой, иметь возможность показать и провести профессиональные пробы для школьников. Это возможно сделать на базе точек роста: мы имеем опыт сотрудничества примерно с 70 площадками по всему Пермскому краю.

Весь труд преподавателей, методистов и служб университета направлен на подготовку специалиста, профессионала, который найдет себя в сфере образования нашего региона. Мы работаем на Пермский край, на то, чтобы молодые специалисты не уезжали за пределы, а понимали и находили свое место, видели карьерные возможности в конкретных муниципалитетах, школах и других учреждениях образования. Да, на данный момент это ручная, можно сказать, ювелирная работа. Но мы не боимся трудностей и всегда несем ответственность за наши партнерские обязательства, готовы поручиться за наших выпускников.

Вся лента