В лечении рака готовят прорывную терапию

Каковы перспективы разработанного в США препарата

Второй по смертности вид рака будет побежден в течение нескольких лет, такую оценку дают игроки фармрынка новому препарату против опухоли кишечника. Он прошел вторую стадию клинических исследований, показав стопроцентную эффективность. Американский регулятор — Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов — присвоил лекарству статус прорывной терапии. Об этом сообщила британская фармкомпания GSK. Что думают о перспективах препарата на российском рынке? Расскажет Григорий Колганов.

Фото: Hannah McKay / Reuters

Все 42 пациента, которые принимали Dostarlimab, полностью избавились от опухоли. У первых 12 человек, которые участвовали в испытаниях еще два года назад, не появилось новых признаков заболевания. Принцип терапии, который используется в этом случае, произвел революцию еще в 2018 году — за него даже присвоили Нобелевскую премию. Впрочем, механизм все-таки не универсален, заметил кандидат биологических наук Александр Панчин:

«Очень сложно сделать какой-то лекарственный препарат, который бы действовал абсолютно на все виды рака. Но в данном случае против многих из них, скорее всего, это поможет. Речь идет о лекарстве, основанном на принципе иммунотерапии рака. Это очень модный и распространенный принцип, который сейчас активно развивается в онкологии. Понятно, что, может быть, на тысячу человек найдется какое-то количество пациентов, которым это не поможет, но результат очень впечатляющий. Вообще checkpoint-ингибиторы используются против очень многих разных видов рака. Например, были работы об успехе в борьбе с меланомой».

Сейчас Dostarlimab применяют против другого вида опухолей — рака эндометрия. Ученые отмечают, что у современных методов лечения — серьезные и долгосрочные побочные эффекты, как, например, потеря фертильности. Авторы новой разработки утверждают, что способны изменить это. Однако прорывные лекарства требуют огромных затрат, предупреждают собеседники “Ъ FM”. И для массового внедрения препараты иммунной терапии пока слишком дорогие, отметил основатель медико-технологической компании «Резтом» Алексей Ремез: «У этого типа терапии пока очень высокая себестоимость, и, как следствие, цена. То есть речь идет о сотнях тысяч долларов.

Потенциально принцип "давайте поможем иммунной системе человека распознавать опухоль и эффективно с ней взаимодействовать, то есть уничтожать" крайне перспективен.

Наверное, иммуннотерапевтические препараты станут чем-то массовым, но до этого должно произойти несколько событий: классификация, систематизация побочных явлений и умение работать с ними и снижение себестоимости».

Прорывными американский регулятор определяет только треть заявленных технологий. Статус ускоряет вывод лекарства на рынок и дальнейшие исследования. Собеседники “Ъ FM” говорят, что Dostarlimab может стать первым препаратом своего класса на российском рынке. Но до большинства пациентов он дойдет не сразу, пояснил вице-президент по ранней разработке и исследованиям фармкомпании Biocad Павел Яковлев: «После регистрации препарата по этому показанию он станет доступен для покупки, но приобретаться он будет за счет региональных льгот или даже за счет самих пациентов. Для того чтобы государство обеспечивало им больных на федеральном уровне, лекарство должно попасть в клинические рекомендации. После этого по решению специальной комиссии оно может быть включен в список препаратов, которые в рамках той или иной программы субсидируются за счет государства, и пациенты получают свою терапию бесплатно».

Тем временем в России до конца следующего года будет идти первая фаза испытаний вакцины от рака. По данным СМИ, в ней примут участие 50 пациентов с достаточным для эксперимента иммунитетом. На полное тестирование разработки потребуется не менее девяти лет.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Елена Иванова, Анжела Гаплевская

Вся лента