Жалобы «Самолета» долетели до Генпрокуратуры

Почему девелоперы жалуются на «потребительский экстремизм»

Застройщики пожаловались в Генпрокуратуру на потребительский экстремизм со стороны покупателей жилья. Как пишет «Интерфакс», в письме крупнейшего девелопера — группы «Самолет» — речь идет о гражданах, которые обращаются в суд с претензиями к качеству объектов. В Москве и области доля таких заявителей увеличилась за последние три года с 13% до 55%. Как отмечали в комитете Госдумы по строительству и ЖКХ, в массовом сегменте качество строительства «очень низкое», поэтому претензии есть почти у всех покупателей. В «Самолете» “Ъ FM” подтвердили наличие письма, но комментировать содержание отказались.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ

Главная претензия застройщиков — к юристам, которые якобы забирают часть присужденной судом суммы. Впрочем, это слишком сложный способ заработка, а поводов для обращений все больше, говорит адвокат и юрист в области недвижимости Дмитрий Островский: «К сожалению, качество строительства оставляет желать лучшего. И очень часто люди, заключившие договоры долевого участия, недовольны им так же, как и передачей им квартир в том состоянии, в котором они есть. При этом проводится официальная, нейтральная экспертиза, которая показывает и обсчитывает стоимость исправления тех недочетов, которые допустили строители. После этого люди предъявляют претензию и в случае отсутствия досудебного урегулирования спора подают исковое заявление.

Да, суммы немаленькие. При этом таких обращений действительно много. Но никаких лазеек в законодательстве нет. Есть предусмотренное законами право людей требовать взыскания причиненного ущерба в том числе за некачественное строительство».

По итогам 2023-го игроки рынка в общей сложности выплатили 74 млрд руб. неустойки. Прогноз на этот год — 65 млрд руб. Низкое качество строительства признают даже сами девелоперы. Но если изъян не влияет на возможность проживания напрямую, обращаться в суд — лишнее, считает заместитель генерального директора Российского аукционного дома Григорий Начинкин: «Это комбинация из двух факторов. Во-первых, действительно часто имеют место недостатки строительства. Застройщики, безусловно, не всегда лояльно относятся к желанию урегулировать претензии покупателей, потому что последние тоже стали более подкованными: они приглашают специалистов, которые делают обмеры и уже более профессионально подходят к вопросу именно поиска недочетов. Видимо, происходит некий крен в сторону того, что это действительно может происходить как потребительский терроризм, связанный с тем, что суды идут навстречу потребителям и удовлетворяют их иски.

Как результат это превращается в некий бизнес, вокруг которого строится сфера услуг в пользу того, чтобы иногда перегибать палку с поиском недостатков.

Погрешности при строительстве бывают часто, но далеко не всегда они настолько критичны, чтобы из-за них идти в суд. А вот люди, которые помогают потребителям реализовывать конструкцию юридического взыскания, зарабатывают на этом, и поэтому, собственно, в их интересах найти все, даже минимальные, недочеты. При этом иногда подобные недостатки никак не влияют на эксплуатацию жилого фонда, на будущий ремонт и так далее. То есть фактически покупатель бы не пострадал, если бы взял квартиру, условно, с этими недочетами. Чем больше растет популярность этой затеи, тем больше подобных обращений происходит. Поэтому застройщики встревожены такой конструкцией».

В письме девелопер также предлагает поправки в законодательство: дать возможность застройщику досудебно устранить недостатки в течение 90 дней, установить требования к экспертам, которые оценивают работу, и дать отсрочку в два года по уже назначенным выплатам. Однако Минэкономразвития предупредило, что меры могут ущемить права потребителей. Между тем в Госдуме приняли закон, по которому с марта 2025 года игроки рынка смогут устанавливать собственные требования к качеству отделки квартир. Они должны быть не ниже установленного Минстроем минимума. Кроме того, ограничивается сумма взыскания за несоответствия — 3% от договора, а минимальный срок гарантии сокращается с пяти лет до года.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Анжела Гаплевская

Вся лента