Медицина не ждет дополнительных средств
Минздрав Ульяновской области ознакомил с планами развития до 2036 года
Минздрав Ульяновской области, основываясь на выводах аудита, подготовил стратегию здравоохранения региона до 2036 года. Основные направления стратегии предполагают оптимизацию и слияние учреждений здравоохранения, сокращение койкомест, стандартизацию рабочих процессов, внедрение единых моделей, комплекс мер по удержанию кадров, повышение эффективности использования финансовых ресурсов. О финансовой стороне этой работы минздрав пока не сообщал. В профильном комитете Госдумы считают, что главная причина проблем здравоохранения региона — недостаточное финансирование этой сферы, и основой стратегии должно стать тщательно просчитанное выделение средств по ключевым направлениям, на которые указали аудиторы.
В минувший понедельник в Ульяновске Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) представил результаты аудита системы здравоохранения Ульяновской области и предложения по стратегии развития отрасли. На презентацию итогов аудита были приглашены представители медицинского сообщества и депутаты регионального заксобрания.
Аудит был проведен специалистами ЦНИИОИЗ по инициативе регионального минздрава для выявления точек неэффективности и основных проблем регионального здравоохранения. Как заявили в минздраве Ульяновской области, «выводы аудита стали основой для разработки стратегии развития системы здравоохранения в регионе до 2036 года (стоимость контракта — 16 млн руб.)».
Согласно выводам аудита, одна из главных проблем региона в этой сфере — кадровый дефицит. Численность врачей в Ульяновской области составляет по состоянию на 2023 год 3747 человек, за период с 2019 года по 2023 год она снизилась на 6,5%. Обеспеченность врачами — 31,7 на 10 тыс. населения, в то время как по России этот показатель — 37,5; в ПФО — 36,6, в Самарской области — 40,0; в Мордовии — 46,8. По обеспеченности врачами на 10 тыс. населения Ульяновская область занимает в ПФО 13-е место из 14 регионов. С 2019 года общее число всех медработников сократилось на 10,2%, при этом 10,6% всех врачей работают в частных медорганизациях. Также в регионе очень высокая доля врачей старше 60 лет — 18,5%.
Укомплектованность штатов врачами достигается за счет очень высокого коэффициента совместительства. В Ульяновской области он равен 1,7, в то время как по России — 1,15. Высокий коэффициент совместительства ведет к перегрузке врачей и профессиональному «выгоранию», что сказывается на качестве медпомощи, отмечают аудиторы. Для достижения целевых показателей федеральной госпрограммы региону необходимо дополнительно 1629 врачей.
В прямой корреляции с кадровой проблемой находится и уровень зарплаты медперсонала. По уровню зарплаты врачей Ульяновская область находится на последнем месте в ПФО и на 76-м месте среди регионов России. По зарплате среднего медперсонала — на 12-м месте в ПФО и на 71-м месте по России.
Отмечено, что при инфляции за период с 2019 года по 2023 год, составившей 40,24%, рост расходов на территориальную программу госгарантий (ТПГГ) бесплатной медпомощи составил лишь 37,33%, что говорит о снижении объемов медпомощи населению, в то же время рост платных медуслуг в госучреждениях идет опережающими темпами (40,76%) в сравнении с ростом расходов на ТПГГ.
Кредиторская задолженность учреждений здравоохранения хоть и снизилась с 2019 года в 2,5 раза, остается очень высокой — 683 млн руб. (на 1 ноября 2024 г.), основная ее часть — задолженность райбольниц.
Также среди «болевых точек» аудиторы назвали перекос с количеством коек в стационарах — излишнее количество в районных больницах и хроническую нехватку коек в больницах областного центра; неудачную маршрутизацию, вследствие которой смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в районах превышает среднеобластную; высокие и при этом растущие показатели смертности в сосудистых отделениях областных больниц (в то время как по России эти показатели снижаются).
Региональный министр здравоохранения Мария Шалягина сообщила на совещании, что на основании результатов аудита совместно с главврачами и главными внештатными специалистами минздрава региона «разработаны комплексная стратегия развития отрасли до 2036 года и конкретные дорожные карты по каждой медорганизации». Основными направлениями стратегии станут стандартизация рабочих процессов, внедрение единых моделей на всех уровнях оказания медпомощи, создание условий для привлечения и удержания кадров в регионе, в том числе через «формирование многоуровневой системы мотивации медработников», обеспечение высокой эффективности использования финансовых и материально-технических ресурсов. Она также заявила, что в области 807 лишних коек. Реорганизация учреждений здравоохранения через слияние, по ее словам, будет продолжена, и это позволит сэкономить 440 млн руб. И в связи с падением численности населения преобразовать по федеральным нормативам 17 районных больниц в участковые, также в 2025 году объединить областной противотуберкулезный диспансер с тремя противотуберкулезными санаториями.
Как сообщал «Ъ», в регионе уже начата реорганизация в форме слияния учреждений здравоохранения. В октябре минздрав объявил обсуждения по шести слияниям, объясняя это необходимостью решить проблему нехватки врачей и медоборудования. В ряде медучреждений медработники и пациенты выступили категорически против этого. Медработники и родители пациентов Детской психоневрологичекой больницы №1 (ДСПБ №1), заявляя, что у них нет нехватки врачей или оборудования, выходили на акции протеста с требованием остановить реорганизацию. Отказалась одобрить слияние ДСПБ №1 с непрофильной больницей святого апостола Андрея Первозванного и Общественная палата Ульяновской области, высказали свои сомнения и члены профильного комитета регионального заксобрания. Медработники и родители направили обращение к президенту России Владимиру Путину. Новый председатель правительства региона Геннадий Спирчагов, посетив ДСПБ №1, заявил, что, прежде чем принимать решение о слиянии, он намерен сам тщательно проанализировать ситуацию и сравнить ее с другими регионами. Тем не менее региональный минздрав не стал учитывать мнение коллективов медучреждений и приступил к процессу реорганизации, а после визитов представителей инициативной группы ДСМПБ №1 в приемную президента РФ уволил «в связи с окончанием срока контракта» главврача этой больницы Ирина Пальшинцева.
Получить для подробного изучения текст стратегии развития здравоохранения «Ъ» не удалось. В региональном минздраве ответили, что «это документ для служебного пользования».
Выяснить подробности подготовленной стратегии, а также почему она является документом ДСП, у министра здравоохранения не удалось — сославшись на занятость, Мария Шалягина отказалась от комментария. Председатель правительства Геннадий Спирчагов по своим телефонам был для комментариев недоступен, на направленный неделю назад официальный запрос «Ъ» не ответил.
Присутствовавший на обсуждении стратегии зампред комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный в беседе с «Ъ» заметил, что НИИ в своем отчете по аудиту «указал на болевые точки региональной системы здравоохранения», большинство из которых зависит от уровня финансирования, «но министр, докладывая о стратегии, говорила только о реорганизации и сокращении расходов, а о необходимости увеличения финансирования здравоохранения речь не шла вообще». По мнению депутата, «основным направлением стратегии должно быть достаточное финансирование по всем указанным аудиторами ключевым точкам, а также понимание, куда и сколько требуется вложить средств». «Я не исключаю, что и определенная оптимизация может потребоваться, но для этого нужны продуманные управленческие решения, потому что если где-то есть лишние койки, то областные больницы перегружены, там койками заполнены коридоры, персонал перегружен, в итоге кадровая проблема — из ведущих больниц опытные врачи убегают в пригородные больницы и частные клиники».
Председатель профильного комитета регионального заксобрания Сергей Шерстнев также сказал, что не получал для изучения стратегию развития здравоохранения и по основным направлениям стратегии у него к минздраву есть ряд вопросов, в том числе по методам решения кадровой проблемы.