«Четыре мозаичных фриза уже демонтировали»
Дмитрий Гронский — о мозаике на здании бывшего завода «Москвич»
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассуждает, какую роль для имиджа предприятия играет панно.
Музей транспорта Москвы объявил, что отреставрирует мозаику со здания бывшего завода «Москвич». К стыду своему, я даже не знал, что есть у нас такое произведение искусства. Про то, что несколько лет назад разломали круглый металлический павильон, в котором когда-то размещался Музей АЗЛК, я слышал. Но то, что от славного некогда предприятия уцелела еще и монументальная мозаика, я, увы, услышал впервые.
Мозаика была выполнена по поручению директора завода «Москвич» в начале 70-х. Заказ тогда реализовала мастерская Юрия Регентова, заслуженного архитектора РСФСР, лауреата государственных премии. На панно изображен процесс постройки автомобилей, выпускавшихся на заводе в разные годы: от ГАЗ А до 408-го «Москвича». Работа была расположена на фасаде бывшего цеха шасси завода имени Ленинского комсомола на Волгоградском проспекте. Как говорят специалисты, аналогичных образцов монументального искусства эпохи модернизма (не путать с модерном) на транспортную тематику в Москве не существует. Четыре мозаичных фриза общей площадью 96 кв. м и весом под 8 тонн уже демонтировали и отправили на реставрацию. Предполагается, что после окончания работ мозаику разместят в постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы в здании бывшего гаража грузовых машин на Новорязанскои улице.
И тут, на самом деле, есть вопрос. Сейчас общественность обсуждает дальнейшую судьбу проходной бывшего завода ЗИЛ. Один из проектов предполагает размещение в одной из немногих уцелевших от гигантского завода построек пивного ресторана. Вы наверняка видели это здание, проезжая по Третьему транспортному кольцу. Но в отличие от ЗИЛа, которого больше нет, «Москвич» снова производит автомобили, и мозаичные фризы скорее пригодились бы действующему предприятию в имиджевых целях, чтобы его продукция больше ассоциировалась с советскими автомобилями из прошлого, нежели с китайскими из дня сегодняшнего.