Вам слово!
Читатели «Ъ-СПб» предложили свои варианты главного слова ушедшего года
Выбор слова года считается лингвистической капсулой времени. Государственный институт русского языка им. Пушкина определил слово года: «Пушкин». В топ-5 слов 2024 года вошли: «семья», «искусственный интеллект», «выборы» и «квадробер» («человек, имитирующий поведение животного»). Портал «Грамота.ру» счел, что лучше всего описывает 2024 год «вайб» («настроение, эмоциональное состояние»). А, например, Оксфордский словарь отметил выражение brain rot («гниение мозга») — из-за растущего потребления бессмысленного контента в соцсетях. «Ъ-СПб» спросил своих читателей, каким, по их мнению, было главное слово года.
Впервые слово года начали выбирать в начале семидесятых годов в Германии. В 1971 году Общество немецкого языка выделило слово aufmuepfig («бунтарский»), которым обозначали митинги и демонстрации, прошедшие по всей стране. Спустя двадцать лет слово года начали выбирать и на английском языке.
Опрошенные читатели «Ъ-СПб» назвали свои варианты главного слова года.
Александр Шестаков, гендиректор Первой мебельной фабрики:
— «Гиперперсонализация». Это современный подход, при котором товар или услуга полностью адаптируются под конкретные потребности, вкусы и ожидания каждого клиента.
Максим Штерн, собственник ГК «ПСК»:
— Мне больше нравится версия Кембриджского словаря, который назвал словом 2024 года глагол «манифестировать». Для Петербурга и строительства в нем очень актуально. Мы все используем манифесты в той или иной форме, закрепляющие наши устремления в развитии. От Генплана до презентаций новых проектов строительства.
Мария Евневич, основной собственник торговой сети «Максидом»:
— Слово года — «самозанятые курьеры». По мне, это примерно так же плохо, как гниение мозга, которое упоминал Оксфордский словарь. В России насчитывается 2 млн курьеров, которые не создают ничего, кроме проблем с больной спиной у себя и с лишним весом у клиентов. Войско доставщиков, находящееся на вооружении у маркетплейсов, не платит налоги и подрывает рынок труда. Все идет к отсутствию людей для импортозамещения в стране, их просто не будет, зато пицца приедет за 15 минут. Кстати, на всякий случай запомните: заказывая доставку диких ягод, вы воруете пенсию у своей бабушки.
Эдуард Тиктинский, президент группы RBI:
— Слово года — «адаптация». Навык, который не просто необходим в современном динамично меняющемся мире, а оказался критически важен для отрасли девелопмента именно в 2024 году. Мы долго жили в условиях низких ставок кредитования, а в последние годы еще и с широко доступной льготной ипотекой. Все это изменилось в 2024 году, и девелоперы были вынуждены реагировать на эти изменения.
Александр Кравцов, управляющий партнер ГК Fizika Development:
— «Трамп» — это определенно было словом года для меня. Его фамилию мы слышали отовсюду, по поводу и без. Будучи опытным бизнесменом и политиком, Трамп умело использовал любые информационные поводы для того, чтобы заставить говорить о себе, и это ему прекрасно удалось.
Александр Малич, директор Александринского театра:
— Для меня это «театр», потому что я в нем живу.
Дарья Лебедева, глава объединенной пресс-службы судов Санкт-Петербурга:
— Слово года для нас — «возрождение». Начало года для судебной системы Санкт-Петербурга ознаменовалось радостным событием — переназначением на должность председателя городского суда Алексея Вадимовича Лакова. Это новый виток истории судебной системы нашего города, новый подъем, новые цели и задачи, новое возрождение. В конце года рухнула ГАС «Правосудие». И нам, с учетом особенностей Петербурга, пришлось искать временные решения. Нестандартно смотреть на проблемы. Мы справились и, проанализировав недостатки, возродились, будучи готовыми к современным вызовам.
Александр Бельский, председатель Законодательного собрания:
— «Квадроберы».
Александр Шишлов, руководитель фракции «Яблоко» в Законодательном собрании:
— Главное слово — «мир», который сейчас нужен всем.
Сергей Бебенин, спикер Законодательного собрания Ленобласти:
— «Единство». В Ленобласти мы убедились в силе единства на практике. Это и поддержка участников специальной военной операции и их семей, и реализация крупных инфраструктурных проектов, и активное участие граждан в жизни региона.
Александр Малькевич, депутат ЗакСа Петербурга:
— «Медиаорешник» (сохранение исторической памяти во время информационной войны.— «Ъ-СПб»). Это одно из слов года для меня, которое я применяю в работе. Так, я использовал его на прямой линии с президентом, когда задавал ему вопрос.
Елена Тарасова, коммерческий директор компании Plus Development:
— Я выберу слово «кинцуги» — это искусство ремонта расколотой керамики с использованием золота. Кинцуги символизирует принятие изменений и показывает, что даже после кризиса и разрушения можно создать нечто новое и прекрасное.
Александр Шнурко, операционный директор ООО «Монзе»:
— Наше слово года — «агильность». Так мы определяем способность быстро реагировать на изменения и применять гибкие методологии. Для нас агильность — не просто модный термин. Это важное качество, которое касается всех аспектов бизнеса — от работы команды до реализации проектов — и помогает адаптироваться к новым экономическим условиям.
Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group:
— Главное слово года — однозначно «ключ». В первую очередь речь идет, собственно, о ключевой ставке ЦБ, которая определяла правила игры не только в строительстве, но и во всей экономике. Надеемся, что для 2025 года это слово также станет ключевым, но в гораздо более позитивном смысле.
Борис Мезенцев, операционный директор MD Facility Management:
— Полагаем, что происходящие в нашей стране процессы отражает слово «коловратность» в его значении «изменчивость, непостоянство». В этом понятии сочетается много смыслов. Среди них — движение и вместе с тем цикличность событий, сменяющих друг друга.
Вера Бойкова, глава направления по работе с брокерами Smart Commerce:
— Главное слово уходящего года — «возможности». 2024 год запомнился сложной экономической ситуацией, которая особенно остро сказалась на рынке недвижимости.
Оксана Кравцова, генеральный директор ГК «Еврострой»:
— Лично для меня словом года стало «деструктуризация» — стремление мира к многополярности через перераспределение территорий и ресурсов. К сожалению, это рождает хаос и кровопролитие во всем мире.