Возвращение моды
Ротация арендаторов на Невском проспекте завершилась
Период замещения российскими брендами иностранных арендаторов торговых площадей на Старо-Невском проспекте завершился, сделали вывод аналитики по итогам 2024 года. В 2025 году рост вакантности на рынке стрит-ритейла Петербурга остановится на уровне 6–7%, а ставки аренды, достигшие потолка в этом году, стабилизируются.
По данным Nikoliers, в 2022 году у фэшн-ритейлеров насчитывалось 44 магазина на одном из ключевых торговых коридоров Петербурга — Старо-Невском проспекте. В 2023 году на фоне кризиса и проблем с поставками товаров люксовые бренды начали закрывать свои объекты. В их числе Louis Vuitton, Bvlgari, Rolex, Fendi, Salvatore Ferragamo, Breitling и Omega. К концу 2023 года и в первом полугодии 2024 года Старо-Невский несколько сдал свои позиции самого модного коридора города, увеличив уровень вакантности, по информации NF Group, до 12,5%. Но, как прогнозировали аналитики, к концу прошлого года переходный период стрит-ритейла в этой локации закончился. Российские ритейлеры премиум-сегмента заполнили и продолжают заполнять бывшие площадки международных брендов. Обновленные городом фасады зданий в районе освежили облик и атмосферу улицы.
Открытия года
Весной 2024 года бывшее помещение бутика Dior на Невском проспекте, 113, занял магазин сети «Дом фарфора» (см. «Ъ-СПб» от 06.03.2024). Под первый в городе объект, где представлены посуда, предметы декора и интерьера, ритейлер снял помещение площадью 410 кв. м. Сеть женского белья Le Journal Intime открыла вторую точку продаж в Петербурге на Невском проспекте, 150. Бутик занял помещение в 50 кв. м на месте часового салона Rolex. Сибирский бренд Suborbia разместил свой первый магазин в Северной столице на площади 94 кв. м там же, на Невском, 150, где до этого располагался магазин Nikita Efremov, переехавший в начале года на Большую Конюшенную улицу, 12.
Осенью прошлого года уральский бренд Asia st 71 арендовал 200 кв. м в магазине на Невском проспекте, 152, ранее занимаемом Omega (см. «Ъ-СПб» от 18.10.2024). В начале зимы стало известно, что Старо-Невский окончательно простится с «тяжелым люксом», когда в помещениях бывшего Louis Vuitton на Невском, 115, во втором квартале 2025 года откроется бутик 12 storeez (см. «Ъ-СПб» от 09.12.2024).
Всего за 2024 год на участке Невского проспекта от площади Александра Невского до площади Восстания состоялось 11 открытий новых точек продаж. 31% арендаторов Старо-Невского формируют фэшн-ритейлеры, 8% — продавцы товаров для дома, подсчитали аналитики NF Group.
Пересмотр форматов
Несмотря на сохраняющийся тренд в ротации арендаторов на основных торговых коридорах города, когда одни и те же помещения стрит-ритейла занимают компании одного профиля, прошлый год показал примеры переформатирования площадей с магазинов на точки общепита. Так, в конце 2024 года стало известно о готовящемся открытии кондитерской Garcon в помещении бывшего бутика японского бренда Comme Des Garcon площадью 80 кв. м на Невском проспекте, 156. «С одной стороны, смена профиля помещений нетипична для Старо-Невского,— прокомментировала готовящееся открытие Анна Лапченко, директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге.— Это объясняется более высокими техническими требованиями к объектам общепита: вентиляция, системы для загрузки продуктов, вывоз мусора и соблюдение санитарных норм требуют существенных вложений. С другой стороны, подобные примеры прежде уже встречались».
Так, сетевой магазин нижнего белья «Мое белье» открылся на площадях бывшего бара-кафе на Невском проспекте, 132, или, наоборот, на месте магазина одежды Sympa появилась «Булочная Ф. Вольчека», а кафе Tamada работает на площадях магазина джинсовой одежды «Русский лен» на Невском, 151.
В случае с кондитерской Garcon, смена формата выглядит обоснованным шагом, полагает эксперт NF Group. «Ниша заведений общепита на Старо-Невском проспекте недостаточно насыщена, а сама локация не может похвастаться разнообразием точек, где можно комфортно выпить кофе или перекусить. Этот фактор может сыграть на руку новому проекту»,— дала оценку госпожа Лапченко. Как сообщили «Ъ-СПб» в пресс-службе сети «Гастрономический альянс Garcon», открытие кондитерской на Старо-Невском запланировано на начало 2025 года.
Мест нет
Согласно данным NF Group, на начало декабря 2024 года доля свободных площадей формата стрит-ритейл на центральных улицах Санкт-Петербурга снизилась на 0,9 п. п. по сравнению с декабрем 2023 года и достигла 5,6%. Это минимальный показатель за последние шесть лет, констатируют аналитики и объясняют снижение высоким спросом на торговые помещения на центральных улицах города, что сформировало высокий уровень конкуренции за объекты стрит-ритейла. Вакантность на Невском проспекте находится сегодня на уровне 4%.
Арендные ставки в большинстве торговых коридоров увеличились умеренно, на уровне 5–10%, говорят в NF Group. Однако в ключевых локациях они не только вернулись к допандемийным значениям, но и превысили их. Так, на Невском проспекте в прошлом году (включая основную и Старо-Невскую части) арендные ставки варьировались в диапазоне от 3 до 15 тыс. рублей за квадратный метр в месяц с учетом НДС, а на Большой Конюшенной улице — от 5 до 9 тыс. рублей. По словам госпожи Лапченко, диапазон ставок на Старо-Невском проспекте в декабре 2024 года составил 3–8 тыс. рублей за «квадрат» в месяц с учетом НДС.
Уперлись в потолок
Директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт-Петербурге прогнозирует, что в 2025 году ввиду перегрева рынка в предыдущем году рост вакантности на рынке стрит-ритейла остановится на уровне 6–7%, а арендные ставки стабилизируются на достигнутом уровне. Ротация арендаторов на ключевых торговых коридорах увеличится, поскольку ритейлеры присматриваются к районам и иногда приходят к выводу, что та или иная локация, несмотря на свой статус и специализацию, может отвечать или не отвечать требованиям отдельных брендов.