Кто на старенького
Состав Конституционного суда в этом году обновится на треть
В наступившем 2025 году Конституционному суду предстоит рекордное обновление состава: в отставку по возрасту выйдут сразу четверо из 11 действующих судей, подсчитал “Ъ”. Впрочем, кадровая ротация не нарушит преемственности курса, полагают эксперты: скорее всего, замену уходящим судьям будут искать среди людей, которые уже находятся внутри системы.
По закону предельный возраст судьи Конституционного суда (КС) составляет 70 лет (это правило не распространяется на председателя суда и его заместителя). Полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста.
В феврале 70-летний юбилей отпразднует Сергей Казанцев, назначенный в КС в 2002 году по представлению президента Владимира Путина (до этого господин Казанцев был заместителем декана юрфака Ленинградского госуниверситета, а позднее возглавлял жилищный комитет мэрии Санкт-Петербурга). В марте придет очередь Ларисы Красавчиковой, которая до назначения в КС в 2003 году тоже занималась научной и преподавательской работой. В мае достигнет предельного возраста Николай Мельников (бывший прокурор, в 2005 году назначен судьей КС также по представлению Владимира Путина). Наконец, в сентябре КС должна покинуть Людмила Жаркова — единственная из уходящих судей, назначенная в 1994-м еще по представлению президента Бориса Ельцина.
Таким образом, КС ждет самое радикальное обновление состава за всю его 30-летнюю историю.
Напомним, что в 2010-х годах назревавшая кадровая проблема была решена за счет сокращения числа судей: с 2010 года на протяжении десяти лет новых судей КС просто не назначали, а в соответствии с принятыми в 2020 году поправками к Конституции их списочный состав сократился с 19 до 11 человек, что практически полностью соответствовало реальной ситуации. И только с 2022 года президент начал предлагать кандидатов на замещение открывающихся вакансий. В итоге за последние два года были назначены трое судей: доцент юрфака СПбГУ Андрей Бушев, руководитель секретариата КС Владимир Сивицкий и бывший судья от России в Страсбургском суде Михаил Лобов.
Прогнозировать предстоящие кадровые решения достаточно сложно, признается доцент кафедры конституционного права Российского государственного университета правосудия Ольга Кряжкова: отбор кандидатов на открывающиеся вакансии — процесс непрозрачный и практически никогда открытым не был.
Формально, напоминает она, президент может и не торопиться: свою правомочность КС сохранит, имея в составе не менее восьми судей, и только при достижении такой численности глава государства обязан озаботиться заполнением вакансий.
Кроме того, в законе есть «страховочная» норма, согласно которой восьмой судья, даже достигнув предельного возраста, может оставаться на своем посту до появления замены. Наконец, можно пойти по пути законодательных изменений — скажем, по примеру США отменить возрастные ограничения для всех судей и тем самым сохранить действующий состав КС. Но, скорее всего, предполагает эксперт, новые кандидаты будут представлены в срок, и это будет происходить достаточно рутинно, как было в последние годы. Что касается персоналий, то вопрос пока остается открытым, добавляет госпожа Кряжкова. Она лишь отметила, что Владимир Путин (в отличие, например, от Бориса Ельцина) всегда предлагал в КС людей достаточно молодых и очень редко делал ставку на женщин.
Старший партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай тоже не ожидает революционных изменений в составе КС. Трое недавно назначенных судей очень активны, но сформулированные судом при их участии позиции не новы, напоминает эксперт. И, хотя в ближайшей перспективе «старая гвардия» останется в меньшинстве, от новой смены резких поворотов ждать не стоит, считает он. К тому же если раньше в судьи КС призывали людей со стороны — например, из университетской профессуры,— то в последнее время процесс отбора явно смещается в сторону «аппаратной логики», в целом привычной для судебной системы, отмечает господин Тай. То есть новые кандидаты, по его мнению, скорее всего, будут из ряда тех людей, которые уже находятся внутри системы — как, например, полпред президента в КС Александр Коновалов, председатель конституционного комитета Совета федерации Андрей Клишас или кто-то из аппарата КС.