Вас тут стояло

Губернатору напомнили о необходимости срочного восстановления Спаса на Сенной

Вчера градозащитники, участники научного и архитектурного сообществ направили обращение губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову с просьбой оказать содействие в восстановлении «самой востребованной» из утраченных доминант города — храма Спас на Сенной. Реконструкция наклонного хода станции метро «Сенная площадь», намеченная на 2026 год, сделает невозможным воссоздание разрушенной исторической доминанты, поскольку часть вестибюля станции находится в границах утраченного храма, убеждены эксперты градозащитного и профессионального сообщества. Представитель фонда по восстановлению памятников культуры подтвердил: чтобы вопрос не завис еще на 50 лет, необходимо срочное вмешательство местных и федеральных властей.

Сенная площадь в начале XX века

Фото: wikipedia.org

Под обращением к губернатору Беглову и руководителю федерального исполкома Общероссийского народного фронта Михаилу Кузнецову подписались 22 представителя градозащитных организаций, архитекторов и научных сотрудников, в том числе Михаил Мильчик, председатель общества «Старый Петербург», эксперт Министерства культуры, заместитель председателя совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, Алексей Лепорк, историк архитектуры, научный сотрудник Эрмитажа; Александр Кононов, заместитель председателя общества защиты памятников «Старый Петербург» и другие. Храм строился в 1753–1765 годах и был взорван в 1961 году.

«Есть основания полагать, что его авторство принадлежит Бартоломео Растрелли или Андрею Квасову... Уничтожение Спаса на Сенной нанесло непоправимый ущерб не только ансамблю Сенной площади, но и градостроительной структуре всего города»,— убеждены авторы обращения.

По их словам, сегодня существуют обмеры и все необходимые данные для восстановления объекта в границах исторического участка площадью 2,9 тыс. кв. м и вместимостью тысяча человек. Необходимость воссоздания отражена в законе Санкт-Петербурга № 820–7. «Вопрос воссоздания Спаса на Сенной стоит максимально остро именно сейчас, поскольку в 2026 году запланирована реконструкция наклонного хода станции метро "Сенная площадь", вестибюль которой небольшим фрагментом со служебными помещениями заходит на территорию бывших фундаментов собора. Решение о воссоздании должно быть принято до начала реконструкции станции метро»,— уверены представители инициативной группы.

Вопрос уже обсуждался два года назад на встрече экспертов градостроительного сообщества и метростроевцев, инициированной Санкт-Петербургским ВООПИиК и Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры. Как рассказала Анна Хмелева, секретарь попечительского совета фонда, и тогда, и сейчас фонд выражал и выражает готовность принять участие в создании попечительского совета по воссозданию Спаса на Сенной, переговорах с городом и профессиональным сообществом по техническим вопросам восстановления, и в целом поддержать проект. «Но не как хедлайнер, инициатор воссоздания, потому что ни один даже крупный жертвователь не вытянет такой сложный проект в одиночку»,— подчеркнула госпожа Хмелева. Два года назад стоимость восстановления Спаса на Сенной оценивалась в 4–5 млрд рублей.

На подготовку воссоздания храма Бориса и Глеба на Синопской набережной, где не требовалось передвигать вестибюль метрополитена, ушло пять лет, напомнила представитель фонда. По мнению госпожи Хмелевой, приходу утраченного храма на Сенной и группе активистов следует как можно скорее инициировать созыв попечительского совета, в который должны войти представители Смольного, и переговоры с метрополитеном, в чем фонд готов помочь.

«Если ремонт наклонного хода будет выполнен по существующему проекту, о воссоздании исторической доминанты Сенной площади можно будет забыть еще лет на пятьдесят»,— подтвердила она.

На упомянутом мероприятии в конце 2022 года обсуждалось, что технически понизить вход на станцию метро «Сенная площадь» возможно, напомнил заслуженный архитектор России, академик архитектуры, председатель Северо-Западного территориального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, вице-президент, председатель совета по храмовой архитектуре и совета по церковной архитектуре Санкт-Петербургского Союза архитекторов Михаил Мамошин. Как объяснил архитектор, норматив по отметке входа в метро на уровне 4,2 м (отметка наводнения в Петербурге 1824 года) в наше время уже не является догмой, так как в городе действует комплекс защиты от наводнений. Входы на станции метрополитена, построенные в последние годы, находятся уже гораздо ниже этого норматива. «В данном случае мы можем сделать подземный павильон станции, технически это выполнимо. Специалисты метрополитена два года назад подтвердили, что достаточно будет демонтировать один наклонный ход эскалатора, и необходимый участок под храм будет освобожден»,— уточнил господин Мамошин.

Архитектор добавил, что сдвигать исторические границы церкви при этом не представляется возможным, так как храм окажется слишком близко от существующих домов. «Храм на Синопской набережной мы немного передвинули, потому что нельзя было строить его на дороге, и там было место для перемещения,— также привел в пример упомянутую церковь Бориса и Глеба господин Мамошин.— В данном случае места для переноса нет».

Другой фактор, делающий невозможным размещение Спаса на Сенной не в исторических границах — геометрический исторический контекст, обращает внимание архитектор.

«Необходимо сохранить этот контекст и вернуть городу храм именно в изначальном виде. Это центр города, здесь мы должны мыслить не метрами, а дециметрами»,— сказал архитектор.

На момент подготовки материала в пресс-службах ГУП «Метрополитен» и городском комитете по транспорту не уточнили, не изменились ли сроки и проектная документация по ремонту наклонного хода станции «Сенная площадь».

Александра Тен

Вся лента