Жиллетт — лучше бизнесмена нет

Кому обязан успехом основатель бренда Gillette

5 января исполнилось 150 лет со дня рождения Кинга Кэмпа Жиллетта, человека, имя которого сейчас известно всем. Он обогатился на производстве и продаже безопасных бритв. И его история — пример того, что необязательно что-то изобретать, чтобы преуспеть. Иногда важнее правильно подбирать бизнес-партнеров.

Кинг Кэмп Жиллетт сумел ненавистное занятие превратить почти в удовольствие

Фото: Unknown author

Кинг Кэмп Жиллетт до конца своей долгой жизни был совершенно уверен в том, что в памяти людей он останется как величайший экономист и общественный деятель, направивший человечество к лучшему и справедливому миру по пути социальных реформ. Но на самом деле главным его достижением — но вовсе не изобретением — оказались безопасные бритвы. Именно они, а не толстенные труды Жиллетта, в которых он описывал справедливое государство и путь к его построению, сделали жизнь людей — и мужчин, и женщин — лучше, безопаснее и проще.

Гугенот-погорелец

Будущий миллионер родился в Висконсине в городке с очень французским названием Фон-дю-Лак в семье Джорджа и Фанни Жиллетт. Разумеется, в данном случае это чистое совпадение, но Жиллетты — потомки французских гугенотов, перебравшихся в Англию, а в 1630 году — в новую английскую колонию Массачусетского залива, самую северную из тех, которые в 1776 году объявят о независимости от Англии и создадут США.

Кинг был самым младшим из пяти детей Жиллеттов. Вскоре после его рождения семья переехала в Чикаго, где его отец Джордж получил должность редактора в одной из газет — а еще он подрабатывал почтмейстером, Фанни занималась семьей, а свободное время проводила за написанием книг. Не художественных, конечно. Все они посвящены домоводству. Самая известная из них — «Поваренная книга Белого дома». Единственной связью первого издания книги с резиденцией американских президентов были портреты их жен на ее страницах. Но этот сборник рецептов оказался необыкновенно популярным. И соавтором последующих изданий книги выступал управляющий кухней Белого дома Хьюго Зиманн, который уже и обогатил их рецептами блюд из президентского меню.

Когда Кингу было 17, в Чикаго случился страшный пожар. Жиллетты потеряли все и отправились в Нью-Йорк начинать новую жизнь. За исключением младшего сына. Кинг остался в Чикаго. Он работал клерком в какой-то теперь уже неизвестной компании и терять место совершенно не хотел. Но потом он все-таки переехал в Нью-Йорк, а следом перебрался в Канзас, став коммивояжером.

Король бритв

Дела Кинга быстро пошли в гору. Ведь он не просто продавал товары, но и усовершенствовал их. Достаточно сказать, что к 1890 году у него было четыре патента. А в начале 1890-х он устроился на работу в Crown Cork and Seal Company к самому Уильяму Пейнтеру, прославленному изобретателю, придумавшему, кстати сказать, и бутылочные крышки, и приспособления для их снятия — те самые, которые теперь называют просто открывашками.

Уильям Пейтнер, президент Crown Cork and Seal Company, посоветовал будущему миллионеру «изобрести что-то, что можно использовать и выбросить, чтобы клиент продолжал приходить и приходить к тебе». Так появилась бизнес-модель «станка и лезвия»

Фото: H.L. Perkins

Пейнтеру понравился молодой коммивояжер-изобретатель. Так у Кинга появился — нет, не бизнес-партнер, но бизнес-коуч. Именно Пейнтер посоветовал ему открыть собственное дело. А чтобы точно не прогореть, рекомендовал безупречную бизнес-модель: «Изобрети что-то, что можно использовать и выбросить, чтобы клиент продолжал приходить и приходить к тебе». И Жиллетт пошел изобретать. Причем в области, которую он сам воспринимал как чудовищную муку,— ежедневном бритье.

Даже в конце XIX века мужчины (и, очевидно, некоторые женщины) были вынуждены использовать то, что теперь называют опасной бритвой. Она, с точки зрения Жиллетта, имела только одно достоинство — собственно, брила — и при этом кучу недостатков. Во-первых, пользоваться ей было действительно опасно, ведь легко можно было пораниться или даже перерезать себе горло. Во-вторых, она требовала постоянного затачивания. Почему бы, подумал он, не сделать лезвие более безопасным, которое можно было бы выбросить, как только оно затупится?

Кинг ничего не понимал в производстве лезвий и в смежных областях, таких как металлургия. Но это была лишь одна из проблем.

Другая заключалась в том, что к тому времени, когда Жиллетт задумался о безопасных бритвах, их уже изобрели. В 1875 году братья Отто и Фредерик Кемпфе начали делать и продавать безопасные бритвы Star, регулярно их модернизируя и патентуя свои изобретения. Доказательство тому — реклама бритв Star. Кроме удачного слогана — «Каждый сам себе барбер», она содержала длинный список патентов, полученных Кемпфе. Впрочем, у изобретения Кемпфе были и недостатки. Star стоили недешево и казались не слишком удобными. А их лезвия требовали затачивания, то есть не могли называться совершенно одноразовыми.

Уильям Никерсон занимался в Gillette Safety Razor Company всем, что было «не бизнесом»

Фото: The Gillette Blade

Жиллетта возможное соперничество не напугало. Он был настроен решительно и принялся искать специалиста, который смог бы реализовать задумку с безопасными бритвами лучше. Такого человека он нашел в 1901 году. Им стал выпускник Массачусетского технологического института инженер Уильям Никерсон. И это, как покажет время, был еще один случай, когда Жиллетт поставил на верного партнера.

Они поделили сферы влияния. Все технические и производственные вопросы решал Никерсон. За Жиллеттом оставался чистый бизнес. В том же 1901 году Никерсон и Жиллетт образовали компанию Gillette Safety Razor. Однако первые несколько лет она существовала только на бумаге. У нее не было ни производственных мощностей, ни торговой сети, как не было предмета производства и торговли. Свои безопасные бритвы и заменяемые лезвия компания начала продавать только в 1903 году, а патент на них получила годом позже.

В рекламе Gillette честно говорилось о первоначальной цене набора (станок и лезвия) в $5. О том, что покупателям потом всю жизнь придется ходить за сменными лезвиями, Кинг Жиллетт умалчивал

Фото: Gillette

Бритвы Жиллетта и Никерсона почти сразу стали необыкновенно популярными. Если в первый год работы Gillette Safety Razor продала 51 бритвенный станок и 168 лезвий к нему, то во второй — 90 884 станка и 123 648 лезвий. Причина успеха была очевидной: лезвия легко заменялись, их можно было затачивать (Жиллетт предлагал эту услугу), но они были достаточно дешевы — $1 за пачку из 12 штук, и большинство покупателей предпочитали выбрасывать их и покупать новые по мере необходимости.

А это уже было и залогом коммерческого успеха компании в полном соответствии с заветом Уильяма Пейнтера. Жиллетт предлагал потребителю станок и пачку из 12 лезвий за $5. А за новыми лезвиями клиенты приходили сами и регулярно. Всякий раз оставляя по $1 за дюжину лезвий. Позже такая модель получила распространение и в других сферах торговли под названием «модель станка и лезвия».

Жиллетт и Никерсон открыли свою первую фабрику в 1904 году

Фото: Gillette

Социалист, титан, стоик

Бритвы, впрочем, были не единственной темой размышлений Кинга Жиллетта. Более того, сам он считал куда более важной, чем бизнес, свою вторую страсть — поиски лучшей жизни для всех.

Свой первый труд в области социальных и государственных реформ «Путь человеческий» Жиллетт опубликовал еще в 1894-м, за год до того, как, по его собственным словам, к нему пришла идея бритвенного станка с одноразовыми безопасными лезвиями. В книге он представил свое видение государства — единой компании (она так и называлась — United Company), принадлежащей всем американцам. Место отдельных корпораций должны были занять вертикально управляемые отрасли экономики, исключающие любую конкуренцию. Одна компания должна была заниматься яйцами, другая — лифтами, третья, к примеру, шнурками для обуви. Для жителей США, мечтал Жиллетт, нужно построить город — 60-миллионный Метрополис — на берегах Ниагары рядом с водопадом, который давал бы энергию для всех.

Книга не пользовалась успехом, а потом и сам Жиллетт забыл об утопизме. Нужно было погрузиться в бизнес. К своим размышлениям он вернулся через много лет: в 1913 году он поссорился с другими акционерами и отошел от каждодневного управления компанией, оставшись ее президентом. У него появилось время для написания новых трудов. Он даже запатентовал свои идеи мироустройства и предложил бывшему президенту Теодору Рузвельту стать его партнером в этом начинании. Рузвельт вежливо отказался. Без партнера Жиллетт сделать ничего не смог.

Жиллетт предложил бывшему президенту США Теодору Рузвельту партнерство в деле осчастливливания человечества. Рузвельт отказался

Фото: wikipedia.org

Последнюю свою книгу «Мировая корпорация», не ставшую более популярной, чем предыдущие, Жиллетт выпустил в 1928-м. А потом случилась Великая депрессия, и президенту Gillette уже было не до утопий. Акции компании летели вниз, а вместе с этим беднел и сам Жиллетт. Он ушел в отставку с поста президента компании в 1931 году, когда акции скатились до смешных $18, притом что раньше торговались по $128.

Кинг Кэмп Жиллетт умер в июле 1932 года в возрасте 77 лет.

Андрей Келекеев

Вся лента