«Солнце зашло над Петергофом»

В музее-заповеднике простились с бывшим гендиректором Еленой Кальницкой

В Петергофе простились с бывшим генеральным директором музея-заповедника Еленой Кальницкой. Реформатор «Петергофа», создавшая за 13 лет директорства более 20 новых музеев, ушла из жизни 2 января в 72 года после продолжительной болезни. Госпожа Кальницкая прошла путь от рядового сотрудника Эрмитажа до музейного директора первого уровня. Прощание с ней прошло в значительной части без привычного государственного канцелярита. Многие коллеги из музейного сообщества за время сотрудничества с Еленой Кальницкой стали ее друзьями. И поэтому речи в память о многолетнем гендиректоре, даже от вполне номенклатурных людей, были личными и теплыми. Среди них — Михаил Пиотровский, Алла Манилова и даже руководители компаний «Газпрома».

Елена Яковлевна Кальницкая родилась 6 сентября 1952 года. Сначала получила техническое образование в институте инженеров железнодорожного транспорта имени Образцова (ЛИИЖТ). Затем перешла на гуманитарную сторону и отучилась на отделении истории искусств исторического факультета ЛГУ. Кандидатскую степень по искусствоведению получила в 2002 году, спустя еще восемь лет стала доктором культурологии. В 1978-м устроилась экскурсоводом и младшим научным сотрудником Эрмитажа. В 1988-м перешла в ГМЗ «Гатчина», через два года стала заведующей Михайловским замком. В 2009 году пришла на должность гендиректора «Петергофа». За время работы на последнем рабочем месте ГМЗ открыл десятки новых музеев, в том числе завершил реставрацию Китайского дворца Екатерины II.

Прощание проходило по месту службы, в Тронном зале Большого Петергофского дворца. Его полностью заполнили музейные коллеги, друзья, близкие, жители Петергофа. Последние в слезах обсуждали между собой, что госпожа Кальницкая многое делала для них просто от себя. Первым с речью к закрытому гробу вышел губернатор Александр Беглов.

Градоначальник, перечисляя достижения Елены Яковлевны, то и дело повторял один вопрос: «Разве это не чудо и волшебство?» Он поблагодарил ее за гостеприимство и заботу о людях: «Может, не надо говорить об этом, но это очень важная деталь — бесплатные туалеты в Петергофе». Господин Беглов заверил, что экс-гендиректор ГМЗ знала, как живет и чиновник, и студент.

Но главное, заключил губернатор, она верила, что у Петергофа есть душа: «Она была хранительницей души Петергофа».

«Солнце зашло над Петергофом»,— провозгласил Роман Ковриков, заменивший в 2022 году Елену Кальницкую в ГМЗ. Гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, теперь уже редко появляющийся на публичных встречах, тоже пришел на гражданскую панихиду. Он отметил острый юмор и улыбку женщины, а также добавил, что она первая в регионе начала так умело соединять культуру с новейшими технологиями. «Она возрождала тот мир, который был в Петергофе создан»,— заключил гендиректор Эрмитажа.

Глава Русского музея Алла Манилова сказала, что теперь каждый приезд в Петергоф для нее будет «свиданием с эпохой Елены Яковлевны и ее наследия, следы которого находятся повсюду». Позже эту мысль повторяли многие. Госпожу Кальницкую она назвала «девчонкой очень петербургской, робкой, сомневающейся», несмотря на то, что ее все называли очень решительной и смелой в управлении. «Никем это место не заменить — она всегда будет почитаема и незабываема, а память будет благодарной»,— перекрестилась у гроба госпожа Манилова.

Телеграммы с соболезнованиями прислали глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев, министр культуры Ольга Любимова, помощник президента Владимир Мединский, полпред президента в СЗФО Александр Гуцан. Экс-президент России отметил обаяние и бесконечную эрудицию Елены Яковлевны, остальные называли 13 лет ее директорства отдельной эпохой расцвета «Петергофа».

Среди прочих управленческих достижений многие упоминали научную деятельность Елены Яковлевны: она писала книги про историю архитектуры Петербурга, музеи, историю русского интерьера и искусства. Кроме того, она была коллекционером и хорошим фотографом, отметил руководитель Минкульта в СЗФО Андрей Ермаков.

Самыми теплыми и полными деталями речами были слова двух подруг Елены Кальницкой — профессора СПбГУ и директора Института когнитивных исследований Татьяны Черниговской и президента «Интерфакс-Северо-Запад» Людмилы Фомичевой.

«Это личность Возрождения. В ней было все: интеллект, вкус во всем, очень большие знания, безукоризненная речь. Это все остро, рискованно»,— начала госпожа Черниговская.

Она поделилась, что в эти дни после смерти ходила по дому и натыкалась на всякие маленькие, казалось бы, неважные, но изящные вещи, которые в подарок ей привозила госпожа Кальницкая.

«Ее энергия, любовь и желание все преобразовать, сделать лучше, чтобы все было безукоризненно…— говорила госпожа Фомичева.— Мы ходили в ресторанчики, а она делала оттуда какие-то записочки. Я перечитываю наши вотсап-переписки. Каждую ночь мы созванивались и рассказывали, что у кого произошло за день, такое психологическое общение. Леночка — человек-чудо. Это даже не просто чудо».

Несколько речей прозвучало от руководителей компаний «Газпрома», которые финансировали открытие новых музеев комплекса. В основном они вспоминали проекты, реализованные с их помощью. Но некоторые из них стали друзьями гендиректора ГМЗ. Так, они вспоминали истории из личного общения с ней, например, как вместе ездили в Норильск посмотреть, что проектировал отец госпожи Кальницкой. «Но вера в чудо не оправдала себя, несмотря на ее замечательные качества»,— заключил председатель наблюдательного совета «Глобальной энергии» Олег Бударгин.

Почетный реставратор Петербурга Александр Леонтьев выступил с ободряющей речью. Он решил, что Елена Яковлевна поставила высочайшую планку, чтобы сверять свои помыслы и действия. «Я все эти годы, когда ее не было и она тяжело болела, постоянно общался с ней мысленно. Для меня она была жива. И будет. С этой радостной мыслью мы должны жить дальше»,— почти завершилась церемония прощания.

Из зала последовал возглас «Позвольте». К гробу вышел институтский друг с той же кафедры, ученый Игорь Киселев. «Я бы никогда не простил себе, если бы за рамками протокола не вышел и не сказал бы этих слов. Потому что везде не было упоминания об очень важном моменте — инженерном образовании. Елена Яковлевна говорила, что из многих дипломов диплом инженера путей сообщения обладает особым смыслом»,— сказал он.

Среди тех, кто пришел попрощаться, были директор БДТ Татьяна Архипова, ректор института живописи имени Репина Семен Михайловский, экс-директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара, глава еврейской диаспоры Марк Грубарг. В том числе попрощаться пришли и представители книжной индустрии, например основатель «Подписных изданий» (в издательстве выходили книги госпожи Кальницкой.— «Ъ-СПб») Михаил Иванов.

Пришедшие начали прощаться у гроба. Сын покойной Константин Шапиро объявил, что похороны пройдут в семейном кругу, но всех желающих они ждут в Инженерном замке на поминках.

«Здесь не было ни одного человека, которому был бы этот уход безразличен»,— обсуждали между собой гости. Действительно, прощаться в Петергоф с бывшим гендиректором музея вряд ли бы приехали люди, для которых она не была важна,. А Елена Кальницкая не пыталась «светиться» в медиа, а просто делала работу, то и дело констатировали ее близкие.

Полина Пучкова

Вся лента