Корм свинье не товарищ
Регионы Черноземья наращивают экспорт мяса
Регионам Черноземья в 2024 году не удалось существенно нарастить экспорт животноводческой продукции и кормов. Липецкая область увеличила показатель на 60 тыс. т, Белгородская и Тамбовская области также его нарастили, но менее значительно, а Воронежская, Курская и Орловская области и вовсе сократили. Основную долю в структуре экспорта занимают корма, но более интенсивный рост за счет относительно низкой базы показывает экспорт мяса. Тем не менее даже экспортеры из областей, сокращающих продажи за рубеж, открывают новые направления сбыта продукции. Эксперт констатирует, что регионы совершают разворот в сторону рынков Глобального Юга.
Трем регионам Черноземья по итогам 2024 года удалось нарастить экспорт животноводческой продукции и кормов, а еще в трех показатель снизился. Об этом «Ъ-Черноземье» рассказали в территориальных управлениях Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой, Курской и Орловской, Тамбовской и Рязанской областям.
Так, в Липецкой области показатель в 2024 году составил 730 тыс. т против 670 тыс. т в 2023-м. Экспорт аналогичной продукции из Белгородской области увеличился менее значительно — в 2023 году регион поставил за рубеж 6 742 партии общей массой 242,1 тыс. т, в 2024-м — 5 760 партий на 248 тыс. т. У Тамбовской области показатели несопоставимы с Липецкой и Белгородской, однако регион также увеличил экспорт животноводческой продукции — с 13 тыс. т в 2023-м до 16 тыс. т в 2024 году.
Воронежская область демонстрирует сокращение экспорта животноводческой продукции и кормов. Если в 2023 году регион отправил за рубеж 228,5 тыс. т, то в 2024-м — 176,2 тыс. т. Падение показателя — с 346,2 тыс. т до 275,4 тыс. т — наблюдается и в Курской области. В Орловской области экспорт животноводческой продукции и кормов также снизился: в 2023 году регион отправил за рубеж 55,8 тыс. т, в 2024-м — только 50 тыс. т подконтрольной госветнадзору продукции.
Практически во всех регионах значительная доля в структуре показателя приходится на корма растительного происхождения. Так, Липецкая область продала за рубеж 350 тыс. т этой продукции (почти половина от общего объема), в том числе свекловичный жом, продукты масличного производства, а также зерновые культуры — они поставляются в Китай, Латвию, Марокко, Белоруссию. В Белгородской области доля кормов в общей структуре экспорта животноводческой продукции — около 80%: в 2023 году область продавала за пределы страны 204,2 тыс. т этой продукции, в 2024-м — 209,1 тыс. т. Небольшое увеличение произошло за счет роста продаж жома в Китай и Марокко. Кроме того, белгородские корма поставляются в Грузию, Нидерланды, Латвию, Узбекистан и Азербайджан.
В Воронежской области продажи кормов и кормовых добавок снизились, что стало главной причиной уменьшения совокупного показателя: в 2023 году регион экспортировал 204,9 тыс. т, в 2024-м — 147,3 тыс. т этой продукции (около 80% в общей структуре экспорта животноводческой продукции и кормов). В Курской области тоже сократился экспорт кормов: в 2023-м за границу продавалось 330,2 тыс. т, а в 2024-м — 204 тыс. т свекловичного жома, продуктов масличного производства и зерновых культур. Корма поставляются в страны ЕС, Вьетнам, Китай, Марокко, Оман, Страны ЕАЭС и СНГ. В Орловской и Тамбовской областях доли кормов в структуре экспорта не раскрываются.
При этом практически все регионы показали рост экспорта мяса. Так, экспорт мяса птицы из Липецкой области составил 10,9 тыс. т — показатель вдвое превосходит результат 2023 года.
Продукция поставляется в Китай, государства Персидского залива, Вьетнам, Азербайджан и некоторые африканские страны. Китай, Вьетнам и Сербия в прошлом году увеличили закупки свинины в Белгородской области. Белгородскую мясную продукцию покупают также Гонконг, ОАЭ и Индия. В результате общий экспорт свинины и мяса птицы вырос с 9,6 до 17,5 тыс. т. Экспорт мяса — курятины, свинины и говядины — увеличился в Воронежской области за счет новых стран-импортеров: Мексики, Индии и Демократической Республики Конго. В 2023 году область продала 5,7 тыс. т, в 2024-м — 7,7 тыс. т.
В Курской области также растет экспорт мясной продукции. В 2023 году регион продал за рубеж 1791 партию массой 44 тыс. т, в 2024-м — 2062 партии на 50,5 тыс. т. Свинина — 38,5 тыс. т в 2023-м и 45,2 тыс. т в 2024 году — поставляется в Азербайджан, Вьетнам, Гану, Гонконг, Грузию, Конго, Сербию, Мальдивы, Монголию и ОАЭ. Мясо птицы — 5,3 тыс. т в 2024 году — везут в Китай, Вьетнам, Монголию и Сербию. Поставки мяса в Узбекистан из Орловской области остались на прежнем уровне и составили 27 т. В Тамбовской области продажи свинины выросли почти вдвое: с 5,6 тыс. т до 10,5 тыс. т. Дело в том, что в прошлом году свой рынок для тамбовских предприятий открыл Китай. Экспорт мяса птицы, напротив, уменьшился с 7,8 тыс. т до 5,8 тыс. т. Его покупают Вьетнам, Китай, Монголия, ОАЭ, Абхазия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия и Азербайджан.
Сегодня в реестре экспортеров информационной системы ветеринарного контроля «Цербер» числится 61 предприятие Липецкой области. Продукция отправляется в 21 страну. Так, в 2023 году местные производители начали продавать говядину в Китай, идет подготовка к началу поставок свинины. Из Белгородской области в реестре экспортеров числятся 109 предприятий, реально же продукцию в 28 стран поставляют 24 предприятия. Также в ИС «Цербер» входят 27 предприятий Курской области (продукция продается в 30 стран) и 12 — Орловской (продукцию в семь стран продают пять предприятий).
По мнению кандидата экономических наук, директора Центра межрегиональных исследований ВГУ Дмитрия Ломсадзе, эти данные свидетельствуют о масштабном процессе переориентации внешнеторговых потоков на новые стратегические направления: «Для нас открываются новые рынки,— отмечает эксперт.— Рынок Китая будет увеличиваться, определенные категории российских продовольственных товаров — например, кондитерская продукция — там пользуются повышенным спросом». По мнению Дмитрия Ломсадзе, экспорт будет расти, в том числе в азиатские и африканские страны.
«Вопрос лишь в соответствии требованиям, но, как мы видим, он постепенно решается. Уже есть данные о том, что продовольственные поставки из России сравнялись с экспортом углеводородного сырья. Потребление продуктов питания устойчиво во все времена и открывает большие перспективы для российского бизнеса»,— заключил эксперт.