«Повторение подобных аварий гарантировано»

Александр Котов, партнер по консалтингу NEFT Research

О масштабах и причинах разлива мазута в Керченском проливе в интервью “Ъ” рассказал партнер по консалтингу NEFT Research Александр Котов.

Александр Котов

Фото: из личного архива

— Можно ли считать аварию в Керченском проливе масштабной с точки зрения мирового опыта?

— С учетом объема перевозимого тяжелого топлива —довольно значимой. Но было много более существенных катастроф. Сразу вспоминается взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в 2010 году в Мексиканском заливе на месторождении Макондо. Нефть из поврежденной скважины поступала в залив 87 дней, всего около 5 млн баррелей. Законсервировать ее удалось лишь через 152 дня. Для ликвидации последствий помимо глушения скважины и монтажа защитного купола применялись биологические методы очистки.

— В чем причины таких разливов?

— Они лежат на поверхности: у нас проблема с гражданским флотом и контролем за его техническим состоянием. И речь не только о водном транспорте или старых судах. Недавно мы узнали о том, с каким количеством нарушений работала авиакомпания «Азимут», эксплуатирующая новые современные самолеты. Основной причиной крушения двух танкеров стало полное игнорирование существующих правил и требований со стороны эксплуатантов.

— Принятые первоначально меры были достаточными?

— Оценку оперативности уже дал президент страны: меры были недостаточными и принимались с опозданием. Адекватная оценка и выставление необходимых заграждений могли бы снизить негативный эффект. Вероятно, из-за боязни сообщить наверх плохие новости последствия преуменьшались. То же самое мы видели в Мексиканском заливе: сначала говорили, что ничего катастрофичного не произошло и все под контролем.

— Какие населенные пункты могут пострадать?

— Сейчас около 55 км береговой линии в Краснодарском крае и 15 км в Крыму загрязнены мазутом. Это пляжи крупнейших черноморских курортов по обе стороны от Керченского пролива — Анапа, Севастополь, Керчь, Балаклава, Феодосия, Алушта, Судак. Вполне возможно, что с повышением температуры моря в мае мазут дойдет и до акватории Сириуса и Сочи.

— Можно ли купаться в воде с мазутом?

— В организм человека или животных мазут может попадать при проглатывании, вдыхании паров или через кожный покров. Происходит отравление. Последствия для фауны могут быть очень серьезными: страдают планктон, мелкая рыба, крупная рыба и млекопитающие, естественно птицы.

— Пишут, что мазут опускается на дно. Он будет всплывать?

— Мазут плохо растворяется в воде, в том числе соленой. В море при высоких летних температурах мазут, как и другие нефтепродукты, поднимается наверх, образуя пленки. При низкой температуре мазут превращается в плотную вязкую массу, которая оседает на дне или выбрасывается при волнении моря на сушу. Это мы сейчас и наблюдаем. Останется мазут в море, пока его не соберут непосредственно там или пока он весь рано или поздно не будет вынесен на берег.

— Как лучше чистить акваторию?

— Эффективнее всего устанавливать специальные заграждения. Затем могут быть применены биологические методы: обработка микроорганизмами, способными питаться оставшимися в воде нефтепродуктам. Предварительно иногда используют поверхностно активные вещества для диспергирования загрязнения. Вынесенные на берег нефтепродукты собирают с использованием техники и ручного труда, обрабатывают твердыми абсорбентами.

— Что делать с песком, в который попал мазут?

— Скорее всего, будет использован термический метод: сжигание при высоких температурах с очисткой отходящих газов. В России много компаний, умеющих работать с нефтяными шламами.

— Есть риски таких инцидентов в будущем?

— Даже не риски. Повторение подобных аварий просто гарантировано с учетом существующего качества регулирования и контроля в отрасли. Это просто вопрос времени. Только кардинальное изменение подхода к регулированию, контролю, ужесточение ответственности за нарушения правил перевозки опасных грузов могут нивелировать этот фактор.

Интервью взяла Ольга Мордюшенко

Бремя туризма

Почему россияне еще зимой начали менять планы на лето

Читать далее

Вся лента