«Тон и настроение спектаклю с первых реплик задает дворецкий Патрик»
Дмитрий Буткевич — о постановке «Плохие хорошие» в МДТ им. А.С. Пушкина
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, какой получилась постановка, приуроченная сразу к двум юбилейным датам.
В Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина премьера — спектакль «Плохие хорошие». Это комедия нравов по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир», поставленной в 1892 году. Кстати, именно это произведение английского драматурга первым было переведено на русский язык еще в конце XIX века.
Поставил спектакль худрук театра Пушкина Евгений Писарев. В главных женских ролях заняты одна из прим театра Виктория Исакова и дебютантка Евгения Леонова. Постановка приурочена сразу к двум юбилеям. Один из них — 110-летие Камерного театра Таирова, предшественника театра Пушкина. Писарев по окончании премьерного показа вышел на сцену с рассказом о том, что эту пьесу ставил Таиров в 1948 году, в главной роли должна была играть Алиса Коонен, но тогда проект так и не состоялся, пьесу запретили. Еще чествуется и 170-летие автора — Оскара Уайльда. Его самый известный фотопортрет возвышается над сценой, наблюдает за действием, а в конце даже подмигивает (нейросеть вполне справилась с этой задачей).
Что особенно впечатлило — работа одного из самых известных художников по костюмам Виктории Севрюковой и сценография Максима Обрезкова. Они художественно материализуют все, что хотели сказать и автор, и режиссер о плохом и хорошем, черном и белом, сером и контрастном, да и об эфемерности понятий «плохой» и «хороший».
Тон и настроение спектаклю сразу, с первых реплик задает дворецкий Патрик в исполнении Марка Кондратьева. «Одно я знаю точно — тот, кто не перевел свой телефон в авиарежим, попадет в ад», а после: «Если на сцене в первом акте стоит фортепьяно, то оно заиграет в первом акте». И чуть тише: «Приписывается Оскару Уайльду». Он ведет весь спектакль, в частности, его музыкальную часть, исполняя музыку собственного сочинения, а еще и поет, иногда уходя в контртенор.
Многие уальдовские фразы (в пьесу добавили высказывания и из других произведений автора) одновременно вызывают и смех, и какую-то осечку, заставляют задуматься, будь то, к примеру: «Все мы в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды» или «Если в наше время говорить понятно, тебя того и гляди, разгадают».