Огнем и беконом
История ассирийца, который жег Кораны в Швеции
Салван Момика летом 2023 года стал чуть ли не главной мировой знаменитостью. Бежавший в Швецию уроженец Ирака раз за разом выходил на улицы Стокгольма, чтобы прилюдно сжечь Коран и оповестить шведов о вреде и опасности ислама. Шведские власти сочли его действия преступными. Его судили и в конце января этого года готовились вынести ему приговор. Но за считаные часы до этого его нашли те, в чьих сердцах он разжег ненависть,— в чем его и обвиняли. Его застрелили.
Произошло все к тому же в прямом эфире. Поздним вечером 29 января 38-летний Момика вел очередной стрим в TikTok, за которым, как обычно, следили тысячи его подписчиков. В какой-то момент он вышел на балкон своего дома в пригороде Стокгольма, чтобы покурить. Через несколько мгновений зрители услышали выстрелы. Момика упал, но сумел отползти в квартиру. Соседи тут же вызвали полицию. Прибывшие на место происшествия офицеры обнаружили на полу квартиры истекающего кровью Момику. Врачам в больнице спасти его не удалось.
3 февраля Окружной суд Стокгольма снял с него обвинения в связи со смертью. Так Момика из обвиняемого превратился в потерпевшего.
Адвокат Момики Анна Рот заявила, что ее подзащитный получал угрозы убийством, а за его голову даже была назначена цена, но, несмотря на это, полиция Швеции не поместила его под защиту. «Он был уверен, что рано или поздно его убьют»,— рассказала она в интервью The New York Times.
Найти того, кто реализовал эти угрозы, будет непросто. Так, премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон заявил, что за убийством может и вовсе стоять иностранное государство. «Я могу заверить вас, что службы безопасности принимают активное участие в этом деле, поскольку, очевидно, существует риск того, что оно связано с иностранной державой»,— сказал он.
Действительно, за свою жизнь Салван Момика нажил очень много врагов. Как в Швеции, так и далеко за ее пределами.
По горячим следам полиция задержала пять человек. Однако вскоре все они были отпущены, так как у полиции не нашлось доказательств их причастности к смерти Момики.
Где родился, там и пригодился
Салван Момика обрел мировую известность в 2023 году. 28 июня, стоя перед центральной мечетью Стокгольма в окружении полицейских, Момика вырывал страницы из Корана, сжигал их и бросал на них бекон. Словом, делал все, что могло и должно было оскорбить мусульман.
С июня по сентябрь того года он провел на территории Швеции четыре акции с сожжением Корана. «Сегодня я здесь как защитник страны, которая приютила меня в то время, как моя родная Месопотамия захвачена мусульманами, из-за чего я живу в изгнании. Я здесь, чтобы защитить эту страну, которая дала мне все, чего меня лишил Ирак»,— кричал Момика в ходе одной из акций. А каждое его выступление перед шведской публикой транслировалось в прямом эфире в его аккаунте в TikTok.
Салван Момика — этнический ассириец, он родился на севере Ирака в городе Каракоше в христианской семье. Его ненависть к мусульманам и Ираку объясняется просто: после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году положение ассирийцев в стране стало стремительно ухудшаться. Грабежи, похищения, убийства, поджоги домов. А с началом гражданской войны и приходом в регион боевиков Исламского государства Ирака и Леванта (позднее Исламское государство — ИГ; признано террористической организацией и запрещено в РФ) положение христиан стало совсем невыносимым. В итоге многие бежали: от 1,2 млн живших в регионе христиан там остаются менее 500 тыс.
Население родного города Салвана Момики с приходом исламистов в регион выросло с 15 до 40 тыс. человек. Но не из-за процветания. Просто только здесь их могла защитить курдская пешмерга — войска Курдистана. Во всяком случае, обещала. Момика остался в городе и устроился охранником в штаб-квартире Ассирийской демократической партии. Но в 2014 году, когда в город вошли боевики ИГ (ИГ признано террористической организацией и запрещено в РФ), курды бежали, бросив христиан на произвол судьбы.
Салван Момика бежать не собирался. Он встал на путь борьбы, примкнув к тем, кто так же, как он, готов был дать отпор исламистам.
Сначала Момика присоединился к шиитским ополченцам из «Сил народной мобилизации», которых поддерживал Иран. Потом основал собственную вооруженную христианскую группировку. А в 2014 году стал одним из основателей партии «Сирийский демократический союз», при которой было создано боевое крыло «Сил сирийских ястребов» — ополчение, аффилированное с вооруженными формированиями иракских христиан «Вавилонские бригады». Кажется, для Момики не имело значения, вместе с кем воевать,— главное, против кого.
Однако в 2017 году военные лидеры «Вавилонских бригад» обвинили Момику в желании захватить власть внутри сил ополчения. И пригрозили ему расправой. Оставаться в Ираке Момика больше не мог. И он отправился в Европу.
Лжец-беглец
Момика сумел получить шенгенскую визу в Германию. Но там пробыл меньше года, успев, впрочем, за это время отказаться от христианской веры и объявить себя атеистом. Уже в 2018 году он запросил статус беженца в Швеции и получил его.
Переехав в Швецию, Салван окончательно радикализировался. Он вызвался быть волонтером в ультраправой партии «Шведские демократы». Та известна своей враждебностью по отношению к мусульманам и арабам и призывами к их депортации.
Согласно шведскому иммиграционному законодательству, статус беженца предоставляется на три года. По истечении этого срока беженец может получить вид на жительство сроком еще на три года, если ему по-прежнему нужна защита. Салван получил и временный вид на жительство.
Срок действия ВНЖ Момики истекал в апреле 2024 года, но то, что в постоянном праве на жительство ему откажут, он узнал еще в 2023 году. А все потому, что шведские власти узнали о вранье Момики. В заявлении на предоставление статуса беженца, рассказывая о гонениях, он не стал упоминать, что все последние годы до отъезда из Ирака был ополченцем, написав, что принимал участие лишь в деятельности политических сил.
Какое-то время Салван пытался склонить шведские власти на свою сторону. Несколько раз его видели на площади перед парламентом, где он выхватывал то представителей «Христианских демократов», то «Шведских националистов» и пытался убедить их в своем искреннем желании вступить в ряды партии. Но никого из парламентариев кандидатура иракского беженца не впечатлила.
28 июня 2023 года он привлек к себе внимание властей уже совсем другим способом: сожжением Корана, клятвами защитить Швецию и криками о том, что у него больше нет возможности вернуться на родину, так как ее оккупировали мусульмане.
На что бы ни рассчитывал поджигатель Коранов, эти акции ему не помогли. Скорее, стало только хуже. Волна протестов в арабских странах, угрозы расправы от разъяренных его поступками мусульман, а главное — решение миграционного управления Швеции в октябре 2023 года об аннулировании вида на жительство Салвана Момики в связи с предоставлением ложной информации при запросе убежища. Кроме того, власти приняли решение его депортировать и запретили ему возвращаться после этого в Швецию в течение пяти лет.
Упорство до смерти
Свою жесткость миграционные власти компенсировали тем, что предоставили Момике возможность остаться в стране еще на год, чтобы он за это время мог получить вид на жительство где-то еще. Ведь в Ираке он «рискует подвергнуться пыткам», заявили тогда в управлении.
Но Момика жест шведских властей не оценил, заявив тогда же, что ехать никуда не собирается, а на решение миграционного управления подаст апелляцию. И сделал это. Но она, учитывая его прегрешения перед властями, в итоге была отклонена.
О своем будущем Салван задумался только в марте 2024 года — за несколько дней до истечения срока, данного ему для добровольного переезда. Тогда он в спешном порядке отправился в Норвегию. Но надежды на получение убежища там рухнули почти сразу. Уже на следующий день его задержали, а затем, следуя нормам европейского регламента рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища, экстрадировали обратно в Швецию.
В августе 2024 года Салвану Момике были предъявлены обвинения в возбуждении ненависти по национальному признаку. Перед вынесением приговора его поселили по секретному адресу.
Вот только Момика не мог жить без внимания к себе и продолжил регулярно проводить стримы из квартиры, подобранной ему полицией ради его же безопасности.
Вечером 29 января Момика в очередной раз вел прямую трансляцию из своей квартиры. Он сказал зрителям, что пойдет покурить на балкон. Как только он показался на улице, раздался выстрел, затем еще четыре. Все то время, что на место происшествия ехали полиция и бригада скорой, стрим с телефона Момики продолжался. Наконец, в кадре появился полицейский, нажал на кнопку, все закончилось.