Концессионеры наберутся опыта

Доработан законопроект об ужесточении требований к инвесторам в ЖКХ

«Зависший» на два года в Госдуме законопроект об ужесточении требований к концессионерам в сфере ЖКХ наконец подготовлен ко второму чтению. Документ прописывает обязательность наличия у них опыта эксплуатации объектов «коммуналки», вводит норму о внесении задатка для участия в конкурсе на заключение соглашения, а также устанавливает запрет на участие бюджетных учреждений в концессиях. Ко второму чтению в проект добавлены положения, расширяющие список оснований для разрыва соглашений и позволяющие штрафовать концессионеров за нарушение сроков создания объектов.

Укладка труб водоснабжения в Санкт-Петербурге

Укладка труб водоснабжения в Санкт-Петербурге

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Укладка труб водоснабжения в Санкт-Петербурге

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Госдума готова вернуться к рассмотрению законопроекта, предусматривающего введение новых требований к концессионерам в сфере ЖКХ,— он был внесен правительством и одобрен в первом чтении еще в 2022 году (см. “Ъ” от 14 июня 2022 года). Сейчас комитет Госдумы по экономической политике подготовил документ ко второму чтению, оно запланировано на 12 февраля. В Минэкономики “Ъ” сообщили, что принимали участие в доработке проекта, дополнительно он прорабатывался и с регионами. В ведомстве надеются, что поправки повысят качество концессий в сфере ЖКХ и интерес инвесторов к ним, обеспечат защиту потребителей и позволят усилить контроль за исполнением инвестиционных обязательств.

В частности, законопроект запрещает участие в концессиях государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также бюджетным учреждениям.

Такие организации по своей сути не являются частными инвесторами и не могут быть второй стороной соглашения с государством. Одновременно вводятся требования к опыту потенциальных концессионеров: в проектах ЖКХ в населенных пунктах с числом жителей от 100 тыс. до 500 тыс. человек потребуется опыт эксплуатации подобных объектов от двух лет, в более крупных — от трех. Предусматривается, что участвующий в конкурсе инвестор должен предоставить задаток в размере до 5% предельного размера расходов на создание или реконструкцию объекта. В случае отзыва заявки до победы в конкурсе или уклонения от заключения соглашения задаток не возвращается. Это позволит отбирать финансово стабильных участников рынка.

Среди поправок ко второму чтению — расширение списка существенных нарушений, из-за которых соглашение может быть расторгнуто судом. Добавляется неисполнение по вине концессионера предусмотренных соглашением основных мероприятий, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов. Вводится возможность взыскания неустойки или штрафа за нарушение срока создания или реконструкции объекта по вине инвестора.

GR-директор ГК «Росводоканал» Сергей Кржановский оценивает законопроект положительно, по его словам, часть поправок направлены на ужесточение ответственности концессионеров, но в целом эти меры обоснованы. Принятие закона, полагает он, повысит качество участников рынка и сократит число «нулевых псевдоконцессий». В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, впрочем, отметили, что в ЖКХ «очередей из инвесторов нет, поэтому любое ужесточение контроля чревато снижением интереса к отрасли». В частности, предупреждают в ассоциации, положение о ненадлежащем выполнении плановых показателей надежности и энергетической эффективности может стать ловушкой для любого потенциального инвестора — на практике фактическое состояние передаваемых объектов отличается в худшую сторону от отраженных в документах, а выясняется это уже после подписания соглашения и проведения аудита.

Директор юридической практики «ТеДо» Анна Батуева отмечает, что запрет на участие в концессиях бюджетных учреждений и унитарных предприятий (эта правка распространяется на соглашения во всех отраслях) сделает рынок «более частным», но с другой стороны — не увеличит привлечение частных инвестиций. «У муниципалитетов нет достаточных средств для привлечения частных инвесторов и возможности повышать тариф, в связи с чем они вынуждены заключать концессии с унитарными предприятиями, чтобы формально выполнить предписания контролирующих органов»,— поясняет она.

Евгения Крючкова

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...