Машина для февраля

Почем автомобили для российской зимы

Зима в России — серьезное испытание как для автомобилей, так и для водителей. На какие машины стоило обратить особое внимание в завершающемся зимнем сезоне этого года, пусть и аномально теплом, и сколько они стоят, разбирались «Деньги».

Фото: Getty Images

Зима в России традиционно приходит неожиданно не только для коммунальных служб, но и для автолюбителей. В этом году суровость наступления самого недружественного для использования личных транспортных средств сезона была сглажена аномально теплой погодой. Прошлой же зимой, когда столбик термометра в новогодние праздники опускался ниже двадцатиградусной отметки, холода заставили понервничать многих автовладельцев.

Судя по опросу Auto.ru, во время сильных и продолжительных морозов начала 2024 года 56% российских автолюбителей испытали трудности со своими автомобилями. 10% респондентов заявили, что эти сложности были многократные, 46% констатировали проблемы разового характера. Самая распространенная проблема (28%) была связана с севшим аккумулятором. Но были и другие затруднения, например, связанные с работой топливной системы и некоторых узлов автомобиля.

Судя по исследованию компании «Ренессанс страхование», в зимний период в России в четыре раза увеличивается доля обращений за технической помощью по запуску двигателя, больше чем в полтора раза вырастает доля повреждений из-за падения на авто посторонних предметов — например, снега и кусков льда. Еще опросы говорят о том, что две трети автомобилистов чувствуют себя на зимней дороге неуверенно. В этой связи ориентированные на российский рынок автопроизводители стараются лучше адаптировать свои новые модели для использования в сложных зимних условиях.

Секреты зимнего выживания

Специалисты говорят о нескольких ключевых характеристиках автомобилей, которые особенно важны зимой. «При выборе автомобиля для зимней эксплуатации необходимо обратить внимание на его проходимость и управляемость, уровень комфорта, а также качество покраски кузова, включая устойчивость к коррозии»,— полагает Борис Богоутдинов, управляющий партнер консалтинговой компании «2Б Диалог».

Хорошую проходимость зимой автомобилю может обеспечить его высокий дорожный просвет (клиренс), а также полный привод. «Гололед и заснеженная дорога лучше всего преодолеваются машиной с полным приводом, так как передаваемый на все четыре колеса крутящий момент обеспечивает значительную устойчивость на дороге»,— поясняет Борис Богоутдинов. Эта опция, подчеркивает он, позволяет выезжать из сугробов и преодолевать разбитые дорожные покрытия.

Многие производители специально для российского рынка оснащают автомобили особенными зимними опциями, которые способны серьезно поднять комфорт в холодную погоду. «Степень готовности автомобиля к зимней эксплуатации во многом определяют так называемые зимние опции, еще их называют теплыми»,— замечает Александр Корнев, начальник управления по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг». Функциональный набор такого пакета, по его словам, может отличаться в зависимости от конкретной модели, но чаще всего в нем есть подогрев переднего и заднего стекол, а также наружных зеркал, подогрев передних сидений, руля и форсунок стеклоомывателя. Дополнительно к этому машины оснащаются автономными отопителями, предпусковыми подогревателями и редкими опциями вроде подогрева бачка омывающей жидкости.

В условиях низких температур особое значение приобретает эффективность системы отопления, сходятся во мнении эксперты.

«Зимой важно учитывать, что дизельные двигатели прогреваются дольше бензиновых, что может создавать дополнительные неудобства в сильные морозы.

Также следует обращать внимание на качество теплоизоляции салона и эффективность дверных уплотнителей, поскольку даже мощная система обогрева не справится с постоянной утечкой теплого воздуха»,— подчеркивает Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг».

В последнее время автопроизводители стремятся выделиться на рынке очень оригинальными опциями для зимы. «Помимо ставших уже привычными систем подогрева сидений, руля и стекол, появляются инновационные разработки,— замечает Анастасия Байбароша.— Например, система очистки кузова от снега, реализованная в новой модели Nio ET9, использует гидравлическую подвеску SkyRide, позволяющую кузову раскачиваться и стряхивать снег». Особую актуальность, по ее словам, имеют обогреваемые форсунки омывателя лобового стекла и функция очистки фар ото льда и грязи, что особенно важно из-за короткого светового дня в России. Производители, по ее словам, также уделяют внимание таким деталям, как подогрев личинки замка и установка аккумуляторов повышенной емкости для надежного запуска в сильный мороз.

Зимние морозы способны не только стать причиной дискомфорта, но и нанести удар по надежности автомобиля. «Низкие зимние температуры, химические реагенты плохо действуют на лакокрасочное покрытие»,— предупреждает Борис Богоутдинов. На его взгляд, в этом смысле у японских автопроизводителей часто бывает преимущество перед европейцами: лакокрасочное покрытие лучше и толще, чем, скажем, у ведущих немецких автокомпаний.

Большим подспорьем для использования автомобиля зимой является наличие передовых систем помощи для водителя. «Современные технологии значительно облегчают зимнюю эксплуатацию автомобиля. Например, системы помощи при спуске и подъеме позволяют уверенно управлять машиной на скользких уклонах»,— говорит Александр Коротков, генеральный директор агрегатора по продаже автомобилей Likvi.com. Большим плюсом, по его мнению, является качественная шумоизоляция, защищающая от холодного ветра, и энергоемкая подвеска, которая гасит вибрации на снежных или ледяных дорогах.

Какие характеристики автомобиля важны для российской зимы

У автомобиля должен быть «зимний пакет», и чем больше в нем опций, тем комфортнее будет его эксплуатировать в зимний период. Основа основ — это качественный обогрев. Поэтому в первую очередь в авто должна быть печка, хорошо обогревающая салон, либо климат-контроль, подогрев сидений (желательно и передних, и задних), лобового стекла или зоны дворников. Если автомобиль дизельный, то важно наличие предпускового подогревателя типа Webasto.

Эксперт по подбору автомобилей, партнер компании Relynolli Денис Осецкий

Фото: из личного архива

Стоит признать, что кардинально новых «зимних» опций автомобильная промышленность в последнее время не предлагала. Однако все большее распространение сегодня получают так называемые дистанционные GSM-модули для запуска автомобиля либо подогревателя, которым он оснащен. С помощью телефона из любой точки земного шара можно оценить параметры температуры охлаждающей жидкости, температуры воздуха как в салоне, так и снаружи автомобиля, настроить его автоматический запуск, запустить двигатель либо предпусковой подогреватель. В условиях российской зимы эта опция гарантирует комфорт автовладельцу и безопасность самого автомобиля. Во-первых, всегда приятно сесть в уже прогретый автомобиль, а не мерзнуть полчаса перед поездкой. Во-вторых, для двигателя любого авто запуск в холодный период, особенно во время крепких морозов,— большой стресс, который приводит к серьезным износам. Периодический запуск подогревателя не дает слишком быстро остыть антифризу, что благоприятно сказывается на ресурсах двигателя и других агрегатов автомобиля.

Выделить какой-то конкретный автомобиль, подходящий для российской зимы, затруднительно. И в первую очередь потому, что в нашей стране сейчас новые модели авто в основном представлены китайским автопромом. Если это официальная поставка, то все автомобили проходят сертификацию на российский рынок, то есть в них предусмотрены все необходимые для нашей зимы опции по обогреву, мощности пускового токового аккумулятора и т. д. Еще один момент заключается в том, что Россия — страна огромная, территория простирается от Владивостока до Калининграда. Есть теплые регионы, а есть более холодные. Например, зимы в Сочи и Мурманске очень отличаются.

В России еще часто встречаются автомобили, которые изначально сертифицировались и выпускались на рынках Южной Америки, Мексики, Бразилии, Арабских Эмиратов. Поскольку в этих странах теплый климат, то и функции обогрева в авто урезаны. А значит, они не приспособлены для эксплуатации в условиях нашей зимы и такие автомобили лучше избегать. Так что стоит присматриваться к маркам, которые выпущены в «холодных» странах, в России или специально для России.

Важный нюанс при выборе авто для зимы — это тип двигателя. Лучшим вариантом для зимних условий я лично считаю бензиновый. Нужно понимать, что есть так называемые химические свойства самого топлива. Дизельное топливо при низких температурах имеет свойство парафинизироваться, превращаться в гель, который может забить агрегаты машины. Чтобы предотвратить этот процесс, владельцу авто приходится производить определенные действия — заливать антигель, специальные присадки и т. д. Бензин же не имеет таких ограничений по температурным режимам, с ним меньше хлопот. Плюс ко всему сам по себе запуск бензинового и дизельного двигателей отличается. Запуск дизельного двигателя происходит от сжатия топлива — прогрев движка и салона занимает много времени. А бензиновый запускается при помощи свечи зажигания, поэтому происходит более быстрый прогрев двигателя и салона автомобиля. Также рекомендую обращать внимание на то, соответствующим ли аккумулятором оснащен автомобиль. Дело в том, что для каждого двигателя, в зависимости от его объема и типа, предусмотрен свой пусковой ток. Если установлен аккумулятор несоответствующего типа, ему попросту может не хватить мощности пускового тока, для того чтобы провернуть двигатель при запуске в холодный период.

Денис Осецкий, эксперт по подбору автомобилей, партнер компании Relynolli

«Еще зимой эффективны адаптивные фары, которые автоматически регулируют направление света в зависимости от угла поворота руля, обеспечивая лучшую видимость при плохой погоде»,— отмечает Ирина Франк, управляющий директор компании Frank Auto. Камеры кругового обзора, по ее наблюдениям, помогают лучше ориентироваться на дороге и избегать препятствий при маневрировании. Еще, на ее взгляд, системы контроля давления в шинах (TPMS) помогают следить за состоянием покрышек, что особенно важно зимой. А в некоторых моделях реализованы специальные зимние режимы вождения, оптимизирующие работу двигателя и трансмиссии для зимних условий.

Зимой царят кроссоверы

Аналитики «Автостата» подсчитали, что по итогам прошлого года продажи новых авто выросли на 48% по сравнению с 2023 годом и достигли 1,6 млн. Большинство экспертов убеждены, что лучше всего для зимних условий подходит самый быстрорастущий сегмент авторынка — кроссоверы, которые обычно обладают большим дорожным просветом и часто оснащаются полным приводом. Цены на такие автомобили в текущем зимнем сезоне в России колеблются в диапазоне от 2 млн до 4,5 млн руб. «Среди наиболее адаптированных к зиме машин можно встретить много китайских моделей. Часто они оснащаются большинством теплых опций даже в начальных комплектациях»,— говорит Иван Ананьев, специалист сервиса по подбору автомобилей «Авто.ру». В пример он приводит Geely Atlas второго поколения, который оснащен подогревом всех сидений, руля, лобового стекла, стеклоочистителей, форсунок стеклоомывателя, программируемым предпусковым отопителем и удаленным запуском. Цена этой модели начинается от 3,1 млн руб.

Специалисты агрегатора Likvi.com особенно выделяют этой зимой среднеразмерный рамный внедорожник Oting Paladin. «Эта модель отличается мощным двухлитровым двигателем, полным приводом и высоким клиренсом. Она демонстрирует отличную проходимость и комфорт»,— обращает внимание Александр Коротков. Он считает эту модель преемником Nissan Navara — «с японским характером». Преимуществом, на взгляд эксперта, является наличие различных режимов вождения: снег, грунт, песок и понижающая передача для лучшего прохождения труднодоступных участков. Цена нового автомобиля начинается от 3,7 млн руб.

Зимой, по мнению экспертов, хорош и кроссовер Jaecoo J7. «Эта модель имеет броский дизайн, полноприводную систему, подогрев всех сидений, руля и лобового стекла, а ее дорожный просвет в 196 мм обеспечивает надежность на заснеженных трассах»,— замечает Александр Коротков. Еще этот автомобиль, по его словам, отличается низким расходом топлива — менее 8 л на 100 км, опционально его мощность может достигать 186 л. с. Цена модели стартует от 2,3 млн руб., что довольно демократично для данного сегмента.

Китайские производители этой зимой стараются приспособить модели к сложному российскому климату. «На российском рынке появляются новинки, специально адаптированные для зимних условий»,— подчеркивает Анастасия Байбароша. Показательным примером, на ее взгляд, является новая модель Chery Tiggo 9, оснащенная полным зимним пакетом, включающим подогрев стекол, зеркал, сидений первого и второго ряда, а также руля. Помимо этого, автомобиль получил интересное техническое решение — «зимний режим» проекционного дисплея с особым голубоватым оттенком цифр для лучшей видимости на фоне снега. Цена модели начинается от 4,1 млн руб. за комплектацию Prime и от 4,4 млн руб. за версию Ultra.

Автомобили для российской зимы

Марка, модель Отличительные характеристики Чем хороши в зимних условиях Цена с учетом маркетинговых акций (млн руб.)
Geely Atlas Двигатель 2,0 л (200 л. с.), опциональная доступность полного привода Оснащен подогревом всех сидений, руля, лобового стекла, стеклоочистителей, форсунок стеклоомывателя, программируемым предпусковым отопителем и удаленным запуском От 3,1
Oting Paladin Двигатель 2,0 л (218 л. с.), опциональная доступность полного привода Полный привод и высокий клиренс демонстрируют хорошую проходимость От 3,7
Jaecoo J7 Двигатель 1,6 л (150–186 л. с.), опциональная доступность полного привода Имеет интеллектуальную полноприводную систему, подогрев всех сидений, руля и лобового стекла, а дорожный просвет в 196 мм обеспечивает проходимость на заснеженных трассах От 2,3
Chery Tiggo 9 Двигатель 2,0 л (245 л. с.), доступность полного привода Расширенный «зимний пакет» включает подогрев стекол, зеркал, сидений первого и второго ряда, руля. Интересное техническое решение — «зимний режим» проекционного дисплея с особым голубоватым оттенком цифр для лучшей видимости на фоне снега От 4,1
Tank 300 Двигатель 2,0 л (220 л. с.), доступность полного привода Рамная конструкция с независимой передней подвеской, хорошей защитой двигателя и коробки передач. «Жесткое» подключение передней оси через раздаточную коробку с пониженной передачей. Достойный дорожный просвет в 224 мм От 4,2
Haval Dargo Двигатель 2,0 л (192 л. с.), опциональная доступность полного привода Подключаемый полный привод, энергоемкая подвеска с хорошими ходами и 200-мм дорожный просвет От 2,8
Xcite X-Cross 7 Двигатель 1,5 л (147 л. с.) Большой дорожный просвет, расширенный «зимний пакет», производство в России От 2,1
Geely Monjaro Двигатель 2,0 л (238 л. с.), доступность полного привода Выносливый гидромеханический «автомат» и многодисковая, проверенная временем муфта, переводящая автомобиль в бездорожный режим От 3,8

Источники: открытые данные, «Деньги».

Одновременно китайские производители стараются совершенствовать системы полного привода в своих автомобилях. «К списку проверенных вариантов для зимней эксплуатации в России можно отнести рамный Tank 300 (цена от 4,2 млн руб.) с независимой передней подвеской, классическим неразрезным мостом сзади, базовой металлической защитой двигателя и коробки передач. Передняя ось этого автомобиля жестко подключается через раздаточную коробку с пониженной передачей, а дорожный просвет — достойные 224 мм»,— отмечает Александр Корнев. По его словам, к списку автомобилей с продвинутой системой полного привода можно отнести также Haval Dargo. В конструкции этого автомобиля обращает на себя внимание подключаемый полный привод, энергоемкая подвеска с хорошими ходами и 200-миллиметровый дорожный просвет. «В лучшую тройку потенциальных машин на зиму можно также записать Geely Monjaro. У него 210 мм под днищем, выносливый гидромеханический "автомат" и многодисковая, проверенная временем муфта, переводящая автомобиль в бездорожный режим»,— подчеркивает Александр Корнев, добавляя, что этой зимой цена на Haval Dargo начинается от 2,8 млн руб., на Geely Monjaro — от 3,8 млн руб.

Упомянутые выше модели поставляются в Россию из Китая, но к зимним условиям хорошо адаптированы и ряд моделей, которые выпускаются в России в сотрудничестве с китайскими производителями. «Хочется остановиться на свежих отечественных машинах, которые подойдут для зимы,— говорит Ирина Франк.— Например, относительно новые Xcite X-Cross 7 и ожидающийся в продаже "Москвич 8", которые являются двойниками Chery Tiggo 7 Pro и JAC X8 Plus соответственно». Эти машины, по словам эксперта, доступны в ценовом диапазоне от 2,1 млн руб. Обе модели подходят для зимней эксплуатации благодаря ряду технических характеристик, включая «зимний пакет» и достаточно высокий клиренс.

В ближайшие месяцы в России ожидается еще ряд примечательных новинок, эксплуатация которых, скорее всего, не разочарует зимой. Интересным станет появление на рынке кроссовера Jetour T1, который должен поступить в продажу в первой половине 2025 года (цены будут объявлены позже). Модель получила продуманную систему запуска двигателя при низких температурах и адаптированную подвеску, полагает Анастасия Байбароша. Еще внедорожник BAIC BJ60 (его официальная цена также будет объявлена позже), в свою очередь, предлагает дизельный мотор с предварительным подогревом цилиндров, работоспособный в морозы до 30 градусов, интеллектуальную систему управления полным приводом и внушительный дорожный просвет 215 мм.

Этой зимой эксперты обращают внимание на все более высокую готовность к эксплуатации в это время года электромобилей. Некоторые из них специалисты уже советуют использовать на зимних дорогах. «Электромобили становятся все более адаптированы к зимним условиям»,— утверждает Александр Стрельников, основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina. Он приводит в пример Tesla Model Y (цена в России — от 5,3 млн руб.), оснащенную системой предварительного подогрева батареи, что улучшает эффективность зарядки и увеличивает запас хода в холодную погоду.

Модели для жарких стран

Риски неудачного выбора автомобиля для зимы серьезно возрастают, если выбирать из моделей, которые официально не поставляются в Россию, а ввозятся по схемам параллельного импорта. В этом случае может попасться машина, ориентированная на использование в странах с другими климатическими условиями.

«Практически все современные модели на этапе проектирования и испытаний проходят проверку на устойчивость к низким температурам. Однако стоит иметь в виду, что автомобили, предназначенные для стран с жарким климатом, скажем, Ближнего Востока или Австралии, могут иметь меньшую защиту от коррозии, а также слабый отопитель салона, который не справится с обогревом даже при минимальных морозах»,— предупреждает Иван Ананьев.

Перед выбором автомобиля не лишним будет провести его тест-драйв в зимних условиях, советуют эксперты. «Обязательно проведите тест-драйв в зимних условиях, чтобы понять, как автомобиль ведет себя на скользкой дороге,— настаивает Ирина Франк.— Обратите внимание на отзывы владельцев, изучите мнения и опыт других пользователей о поведении автомобиля в зимний период. Убедитесь, что автомобиль оснащен современными системами безопасности, ну и не забывайте также о важности качественных зимних шин».

Алексей Грамматчиков

Вся лента