На главную региона

Банк берет долг на себя

Почему факторинг — это выгодно и удобно

19 февраля на площадке Hampton by Hilton в Краснодаре состоялся бизнес-ужин, посвященный теме факторинга. Организатором мероприятия выступил Альфа-Банк. В конференц-зале отеля собралось более 60 человек из самых разных сфер бизнеса, которые пришли, чтобы узнать о преимуществах такого финансового инструмента, как факторинг, о механизмах его работы и нюансах взаимодействия с банками. В дружественной обстановке мероприятия люди знакомились, обменивались опытом и, конечно же, ждали главных спикеров вечера, чтобы получить ответы на волнующие их вопросы.

Региональный управляющий Альфа-Банка по Краснодарскому краю Кирилл Шаталов
Региональный управляющий Альфа-Банка по Краснодарскому краю Кирилл Шаталов

Региональный управляющий Альфа-Банка по Краснодарскому краю Кирилл Шаталов

Региональный управляющий Альфа-Банка по Краснодарскому краю Кирилл Шаталов

Открыл вечер региональный управляющий Альфа-Банка по Краснодарскому краю Кирилл Шаталов. Он поприветствовал гостей бизнес-ужина и отметил непринужденную атмосферу встречи.

По данным Ассоциации факторинговых компаний, объем факторингового портфеля в России на сегодняшний день составляет порядка 2,96 трлн руб. «Это достаточно большие цифры, с учетом того, что факторинг с каждым годом становится все более значимым на рынке. Раньше этот инструмент предполагал работу банков с наиболее крупными клиентами, но сегодня он стал таким же повседневным инструментом для бизнеса, как кредитование»,— говорит начальник управления продаж факторинга малому и среднему бизнесу в Альфа-Банке Дмитрий Петров.

Он отмечает, что прирост рынка факторинга прошлого года к 2023-му составил 31%, а, к примеру, в Альфа-Банке этот показатель составляет целых 61%. С каждым годом растет и количество клиентов, которые пользуются данным банковским продуктом. Если в 2023 году на рынке было всего 15 тыс. клиентов, которые использовали инструмент факторинга, то, по данным господина Петрова, в 2024 году — почти 19 тыс. Банки, отмечает он, могут «профакторить» практически любую сферу бизнеса, не делая разницы между крупными и не очень крупными клиентами. «Сегодня ломается миф о бутиковости факторинга, поскольку этот инструмент стал наиболее удобным для малого и среднего бизнеса. Услугами факторинга пользуются маркетплейсы, розничная торговля, предприятия логистики и агропромышленного комплекса. Таким образом, в сфере факторинга идет активная диверсификация»,— рассказывает Дмитрий Петров.

В чем преимущества перед кредитованием

Факторинг — это в том числе комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Услуга не увеличивает долговую нагрузку компании и улучшает структуру баланса. Деньги с факторинга могут идти на любые задачи компании. Банк в свою очередь не требует от клиента залог, анализирует сделку, а не финансовое состояние поставщика. Общение банка с клиентом, как правило, ведется в личном кабинете, а документы подписываются электронной подписью.

Работает это так: поставщик отгружает покупателю товары на условиях отсрочки платежа, а потом передает документы, подтверждающие отгрузку, в банк, который финансирует до 100% от суммы поставки и оформляет все необходимые документы.

Факторинг отличается от кредита для бизнеса тем, что кредит предполагает, как правило, целевое использование средств, а факторинг разрешает использовать финансы на любые задачи. Кроме того, у кредита фиксированные срок договора, финансирования и суммы, а в случае с факторингом — договор бессрочный, а срок финансирования, которое является по сути отсрочкой, может увеличиваться по мере необходимости. Также, если при выдаче кредита банк требует от заемщика залог, то услуга факторинга обеспечивается уступаемыми денежными требованиями.

Начальник отдела продаж факторинга среднему бизнесу в Альфа-Банке Юлия Чебыкина
Начальник отдела продаж факторинга среднему бизнесу в Альфа-Банке Юлия Чебыкина

Начальник отдела продаж факторинга среднему бизнесу в Альфа-Банке Юлия Чебыкина

Начальник отдела продаж факторинга среднему бизнесу в Альфа-Банке Юлия Чебыкина

Юлия Чебыкина, начальник отдела продаж факторинга среднему бизнесу в Альфа-Банке, рассказывает, что если посмотреть на проблемы, которые решает каждый руководитель бизнеса, то они следующие: как рассчитаться со своими поставщиками, подрядчиками и кредиторами, а также — как ускорить получение собственной выручки. Это, по словам спикера, две главные задачи, которые решает предприниматель. И первое, что ему приходит на ум,— прийти в банк и получить кредит, но это предполагает залог и разделение оборота с другими кредиторами. И тут, по словам Юлии Чебыкиной, на помощь приходит факторинг.

«Если решаются вопросы по расчету с контрагентами, поставщиками и подрядчиками, то для этого есть агентский факторинг. Это когда клиент дает банку поручение, а банк за него рассчитывается с его контрагентами. Если же поставщик решает вопрос, как ускорить получение собственной выручки, когда он отгружает товар на условиях отсрочки платежа, на помощь приходят инструменты классического факторинга, с регрессом или без. А бывает, что нужно решить и ту и другую задачу одновременно — тогда также можно обойтись без классического кредитования за счет коллаборации продуктов факторинга. Это, во-первых, не требует залогового обеспечения, во-вторых, не нужно думать о том, чтобы делить обороты с другими кредиторами, и, самое главное, факторинг — это услуга. Если вы получаете финансирование в рамках договора услуг, вы можете не отражать полученные денежные средства в займах и кредитах. Они либо находятся в кредиторской задолженности, либо в прочей дебиторской, если мы решаем вопрос ускорения получения собственной выручки. Таким образом, факторинг позволяет бизнесу держать баланс в привлекательном состоянии для инвесторов»,— рассказывает Юлия Чебыкина.

Простая услуга

Для классического факторинга нужны три стороны: поставщик, покупатель (между которыми заключен договор с отсрочкой платежа) и банк, который помогает бороться с отсрочкой. Банк позволяет поставщику не ждать, когда покупатель расплатится за товар, и переводит ему до 100% «дебиторки», оставляя за собой право на взыскание задолженности. Банк подписывает документ с покупателем, который рассчитывается за товар уже с кредитной организацией. Документ называется «Уведомление об уступке права денежного требования».

«Бизнес быстрее получает собственную выручку, которую может потратить по своему усмотрению. Это ваши деньги. Также бизнесу не надо беспокоиться о том, что к определенному периоду времени ему нужно обеспечить на счете достаточную сумму денег, чтобы списалась задолженность,— все произойдет автоматически после того, как покупатель за вас заплатит. А если покупатель вовремя не заплатит, а заплатит в любую другую дату льготного периода ожидания, то у поставщика не возникает штрафных санкций или порчи кредитной репутации с передачей сведений в БКИ. Получается — это тот же инструмент, который решает задачу, что и классическое кредитование, но имеющий ряд выгод и преимуществ. Предприниматель может чувствовать себя спокойно и комфортно при решении задач финансирования бизнеса»,— рассказывает Юлия Чебыкина.

Агентский факторинг решает задачу, когда бизнесу требуются денежные средства на расчеты с контрагентами. В данном случае требуется направить в банк поручение, в рамках которого следует указать, каким контрагентам нужно заплатить, какую сумму и в какой срок. Банк как агент исполняет поручение бизнеса, направляя платеж на счет контрагента. С помощью такого факторинга можно проводить оплаты обычным ООО, государственным структурам (ФНС, ФТС и пр.), товарно-сырьевой бирже, материнской компании (платежи внутри группы). Банк при этом не смотрит на то, как выстроены условия по отсрочке и подстраивается под операционный цикл компании-клиента.

«Агентский факторинг также оформляется договором оказания услуг, не “сидит” в займах и кредитах, а находится в прочей кредиторской задолженности»,— подчеркивает госпожа Чебыкина.

Обратная связь

Присутствующих в конференц-зале волновал ряд вопросов, связанных с факторингом. Например, как много банк требует с клиента документов для получения услуги факторинга и как долго нужно ждать от банка ответа. По словам Юлии Чебыкиной, это достаточно быстрый процесс, не требующий от банковского клиента большого объема документов.

Многие из пришедших на бизнес-ужин представителей различных сфер бизнеса задавали уточняющие вопросы относительно нюансов инструментов факторинга, на которые получали исчерпывающие ответы. Татьяна, представитель краснодарской логистической компании, рассказала, что подобные мероприятия важны для предпринимателей, поскольку многие из них просто не знают про такой удобный инструмент, как факторинг. «Мы работаем с механизмом факторинга уже много лет, но все равно сегодня я узнала для себя много интересного. А есть компании, в том числе из числа наших конкурентов, которые вообще не представляют себе, что это такое. Естественно, в ситуации, когда факторинг набирает все большую популярность, фирмы, отвергающие его использование, становятся просто не конкурентоспособными на рынке»,— говорит собеседница.

По словам управляющего одного из кубанских автосалонов, подобные мероприятия в простой и доходчивой форме объясняют представителям бизнеса сложные на первый взгляд вещи. «Мы недавно стали использовать инструменты факторинга в своем бизнесе, и у нас не хватает порой грамотности, чтобы все делать правильно. После сегодняшнего разбора кейсов у меня многое встало на свои места»,— говорит представитель автодилера.

По завершении основной части бизнес-ужина, практического разбора кейсов, ответов на вопросы всех собравшихся ждал нетворкинг и свободное общение.