Тренды на подъем: на Сибирской строительной неделе показали новинки лифтостроения
С 10 по 14 февраля в Новосибирске проходила выставка «Сибирская строительная неделя», на которой ведущие предприятия строительной отрасли демонстрировали свои новации и обсуждали актуальные вопросы.
Фото: Digital Clouds
Международная выставка «Сибирская строительная неделя» проходила в Экспоцентре Новосибирска с 11 по 14 февраля. Событие по традиции объединило на своей площадке госорганизации, крупнейших застройщиков, производителей и поставщиков стройматериалов, архитекторов и дизайнеров-проектировщиков. Мероприятие открыл губернатор Новосибирской области Андрей Травников, который вместе с гостями ознакомился с работой выставки и представленными стендами участников, в числе которых было более 400 компаний из регионов России, а также из Китая, Индии, Ирана, Беларуси и стран Средней Азии. За четыре дня мероприятие посетило рекордное количество участников – более 20 тысяч представителей строительного комплекса со всей страны. В рамках программы прошло пленарное заседание форума «Стратегии ускорения темпов строительства» и более 40 мероприятий по вопросам строительства в регионе, внедрения инноваций и цифровизации отрасли, повышения производительности труда за счет привлечения высококвалифицированных кадров, развития промышленности и импортозамещения, в частности, в лифтостроительной отрасли.
Фото: Предоставлено Службой внешних коммуникаций ДОМ.РФ
Откуда сегодня лифты для Сибири
Сегодня перед лифтовиками стоит непростая задача – удовлетворить растущий спрос на лифты, одновременно с возрастающими экзотическими запросами заказчиков. Современный лифт они видят не просто комфортным и безопасным, но и оригинальным интерьерным решением, которое формирует добавочную стоимость квадратного метра в новостройке. При этом за последние несколько лет в Сибирском регионе сформировалось устойчивое лобби китайских производителей лифтового оборудования: более короткое логистическое плечо и возможность серьезно опускаться по цене, вкупе с разнообразием отделочных материалов кабин лифтов, стали серьезным вызовом для отечественных производителей. На долю российских заводов на рынке Сибирского федерального округа в прошлом году пришлось только 46%, более половины рынка составили производители из Беларуси и Китая (26% и 27% соответственно). Но дисбаланс спроса в сторону продукции зарубежных производителей, кажется, не сильно беспокоит отечественных игроков.
«С 2023 по 2024 годы коммерческие продажи лифтов в Сибири составили порядка 220 единиц. За 9 месяцев 2024 года монтаж лифтов ЩЛЗ увеличился на 46% по сравнению с 2023 годом. Всего в прошедшем году было смонтировано 130 лифтов, 66 из которых - в рамках программы Фонда капитального ремонта. Более того, 26 лифтов установили в новостройках, 14 – в промышленных зданиях, а еще 10 лифтов смонтировали в медучреждениях региона», - поясняет директор по продажам АО «ЩЛЗ» Ян Михайлов.
Лифтовые компании на SibWeek
В этом году среди российских участников выставки не были представлены лифтовые заводы «MEL» из Москвы и «Meteor lift» из Санкт-Петербурга, зато свои разработки показали известные рынку предприятия-титаны московский «ЩЛЗ» и белорусский «Могилевлифтмаш», а также компания «Корона-лифт», челябинский завод WITСHEL и красноярское предприятие «Еонесси». Традиционно среди представленных экспонатов были «умные» лифты, новые варианты отделок и периферийных устройств, уникальные модули управления и многое другое.
Фото: Предоставлено Службой внешних коммуникаций ДОМ.РФ
Несмотря на общий тренд на дизайн в лифтостроении в последние годы, действительно интересных экспонатов было мало – участники проходящего конкурса дизайна лифтовых кабин из числа студентов профильных кафедр НГУАДИ в основном делали селфи в кабине «Горизонт» от Щербинского лифтостроительного завода. На стенде «Еонесси» была представлена не только кабина лифта, но и особая подъемная платформа (единственный движимый экспонат среди лифтовых заводов на SibWeek), а завод WITСHEL, наоборот, ограничился малым – информационной стойкой на стенде с буклетами и небольшой видео-презентацией.
Как признаются сами лифтовики - участники выставки, рынок изменился и продолжает стремительно меняться: застройщики хотят новых решений, но с невысокой ценой и гарантией качества. Китайские производители готовы закрыть первые две потребности, но не могут похвастать последним - по мнению экспертов, период эксплуатации лифтов из КНР редко превышает 10-летний срок. Продукция белорусского «Могилевлифтмаш» хорошо знакома в Сибири (предпочтение белорусским лифтам отдает каждый четвертый застройщик региона) и, пожалуй, единственная кто может играть с Китаем в ценовые войны. Как отметили представители завода, спрос у сибиряков на лифты стабильный. Если в массовом сегменте все преимущественно понятно, то в домах и бизнес-центрах классом выше не все так очевидно. Судя по данным отраслевых ассоциаций за 2024 год, в ТОП-3 лифтовых марок в Сибирском федеральном округе прочно обосновались китайские Fuji, KOYO и Sanny Elevators. Выходит, что девелопер пока все еще не решается «импортозамещать» лифты в своих ЖК продукцией отечественного производителя? С этим не согласны российские лифтовики.
«Была проведена серия результативных встреч с застройщиками СФО, крупными монтажными организациями и представителями ТСЖ. Уже ведутся переговоры о первых поставках новой модели “Горизонт”. Продемонстрированные заводом решения получили хороший отклик, поэтому в скором времени новинку смогут оценить и жители сибирских городов», - отметил директор по продажам АО «ЩЛЗ» Ян Михайлов.
Фото: Предоставлено Службой внешних коммуникаций ДОМ.РФ
Основные тренды
Такая крупная выставка как «Сибирская строительная неделя» всегда приковывает внимание как участников рынка, так и основных игроков отрасли. А еще это отличная возможность для участников не просто заявить о себе, но и представить технические новинки.
Лестница-трансформер от компании «Еонесси» вызвала небывалый ажиотаж среди посетителей выставки. В обычном режиме разработка имеет вид лестницы, а при необходимости эффектно трансформируется в подъемную инвалидную платформу, что и демонстрировали гостям представители компании на своем стенде. Грузоподъемность такого устройства составляет 315 кг и вполне способна комфортно поднять на себе не только человека в инвалидной коляске, но и сопровождающее его лицо. Примечательно, что аналогов такого решения в России на сегодняшний день нет – единственная компания, которая производит подобные платформы, находится в Дании.
Еще одна техническая новинка, представленная на выставке уже Щербинским заводом, - безредукторная лебедка собственной разработки, которая, по утверждению производителя, станет отличной заменой зарубежным аналогам. Ее основным достоинством является снижение уровней шума и вибраций при движении лифта, а следовательно - повышение комфорта для пассажиров. Такое оборудование обеспечивает плавность хода лифтовой кабины и низкое трение, соответственно, и более продолжительный срок службы.
«Она более компактна и обладает меньшим весом, что дает значительную экономию пространства и позволяет отказаться от строительства дополнительных технических этажей под машинные помещения», - добавил Ян Михайлов.
Фото: Предоставлено Службой внешних коммуникаций ДОМ.РФ
Сегодня, спустя три года как на нашу страну обрушился шквал санкций, российские производители смогли доказать, что курс на импортозамещение и обеспечение технологического суверенитета в отрасли – это залог не только ее сохранения, но и дальнейшего развития. Как отмечают эксперты, после 2022 года для многих отечественных компаний стало очевидно, что использование импортных компонентов сопряжено с рисками срыва поставок и отказом от исполнения ряда обязательств по контрактам. Поэтому в настоящий момент доля импортных компонентов, которые применяются в продукции российских предприятий лифтостроения, неуклонно снижается. Заводы планомерно наращивают применение комплектующих отечественного производства, внимательно следят за тем, как другие российские производители компонентов развиваются в данном направлении.
Перспективы рынка
Согласно опубликованным данным Росстата, производство лифтов в России снизилось на 5,4% по сравнению с показателями 2023 года, несмотря на растущую потребность в лифтовом оборудовании в целом по стране. Сегодня у российских производителей лифтов есть все необходимые компетенции и достаточные мощности, чтобы закрыть эти потребности, но рыночные реалии таковы, что зачастую заказчики выбирают зарубежных поставщиков, исходя из соображений условного престижа. Тем не менее, как показала прошедшая «Сибирская строительная неделя», ситуация не столь безнадежна: российские заводы уже сейчас предлагают рынку решения, во многом превосходящие зарубежные аналоги – мы видим, как стремительно развивается техническая компетенция, растет уровень локализации, совершенствуется дизайн. Это подтверждается цифрами: за период с 2023 по 2024 годы объем импортных лифтов на рынке РФ сократился на 3,2 %.