Конец камуфляжной дипломатии

Антон Гришанов о последствиях скандала в Белом доме

Перепалка в Овальном кабинете, которая наверняка войдет в историю, пока не оказала переломного воздействия на ход украинского конфликта. Но она стала своего рода водоразделом, обозначившим давно наметившуюся смену вех в западном лагере.

Умение Зеленского на ровном месте создать себе проблемы станет для российской дипломатии лучшим переговорным козырем

Умение Зеленского на ровном месте создать себе проблемы станет для российской дипломатии лучшим переговорным козырем

Фото: Из личного архива Антона Гришанова

Умение Зеленского на ровном месте создать себе проблемы станет для российской дипломатии лучшим переговорным козырем

Фото: Из личного архива Антона Гришанова

До последнего времени Киев и его группа поддержки руководствовались уникальной по меркам любых международных процессов схемой.

С одной стороны, Запад взял на вооружение формулу «никаких переговоров об Украине без Украины». С другой — украинское руководство запретило себе же в эти переговоры вступать.

Деятельность дипломатов свелась к повторению однотипных клише и взаимному подбадриванию в ожидании «поражения/ослабления России». За кулисами военно-промышленные корпорации наращивали прибыли. Вписавшиеся в тренд политики вроде Каи Каллас делали стремительную карьеру. Команда Зеленского зачищала внутреннее пространство от оппозиции, а всем, кто задавал вопросы о западной стратегии и конечных целях, выказывалось тотальное порицание. В центре внимания оставался неизменный «герой дня без галстука», стараниями СМИ и лоббистов возведенный в статус небожителя.

Неудивительно, что беседа с вашингтонским визави стала для украинского лидера холодным душем — он слишком привык к куда более комфортным условиям. При этом еще накануне провального саммита все складывалось для него совсем неплохо. Трамп демонстрировал предельно дружелюбный настрой, сделка по (полумифическим) редкоземельным металлам вызывала в Вашингтоне живой интерес, а Макрон и Стармер провели с Белым домом подготовительную работу. В конце концов, украинская сторона могла использовать тот факт, что призывы США к скорейшему прекращению огня не устраивают и Москву, а сам мирный процесс в американской версии пока выглядит предельно расплывчатой идеей.

Однако «человек в черном свитере» решил идти ва-банк.

В такие минуты невольно задумываешься о роли личности в истории. Опытных и тонких политиков отличает не только яркая самопрезентация, но и способность корректировать имидж и перестраивать модель поведения, адаптируясь к партнеру. Это особенно относится к лидерам зависимых от внешних сил «стран-клиентов», существующих в режиме борьбы за выживание. Самоуверенность и неготовность прислушиваться к советам «старших товарищей» для них самоубийственна.

Зеленский утратил инициативу на поле боя, критически испортил отношения с главным спонсором и растерял большую часть поддержки внутри Украины, но все еще не готов принять реальность. Что более тревожно, и многие европейские руководители не пытаются отрезвить своего протеже, а безоговорочно поддерживают его на фоне вашингтонского фиаско. Парадоксальным образом главными сторонниками возврата к классической дипломатии сегодня стали не утонченные представители Старого Света, а прямолинейные и склонные к хлесткой риторике Трамп и Вэнс. Будут ли они пытаться переубедить партнеров по почти распавшейся коалиции или умоют руки, ощущая неспособность извлечь из украинского вопроса дивиденды,— вопрос пока открытый.

В сложившихся условиях Москве выгодно наблюдать за ситуацией с безопасного расстояния — как возврат Киева за стол переговоров, так и его сползание в сторону военного цугцванга являются для России одинаково оптимистичными сценариями, а умение Зеленского на ровном месте создать себе проблемы станет для нашей дипломатии лучшим переговорным козырем.

Антон Гришанов, главный научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ

Фотогалерея

Скандальная встреча Трампа и Зеленского

Смотреть