Фото 26.07.2014, 11:00 «Вы можете стать великими кинорежиссерами, как я» 26 июля 1928 года в Нью-Йорке родился режиссер Стэнли Кубрик. Чем известен один из самых влиятельных кинематографистов XX века — в фотогалерее “Ъ”. «Я ничему не научился в школе и не прочитал ни одной книги с удовольствием до тех пор, пока мне не исполнилось 19 лет» Плохая успеваемость Стенли Кубрика в школе помешала ему поступить в университет. Гораздо больше учебы его интересовала фотография, он даже провел год в статусе официального школьного фотографа. Первая фотокамера — Graflex — появилась у Стенли Кубрика в 13 лет Фото: Stanley Kubrick / LOC «Между человеком и машинами существуют глубокие эмоциональные связи. Красивые механизмы мы воспринимаем сексуально. Запах фотоаппарата Nikon. Ощущение итальянской спортивной машины или прекрасного магнитофона. Более того, мы и сами давно живем в обществе прекрасных биологических механизмов» В 18 лет Стенли Кубрик стал штатным фотографом журнала Look. Часть работ, которые будущий режиссер сделал для Look с 1946 по 1951 годы, теперь хранится в библиотеке Конгресса США Фото: Stanley Kubrick / LOC «Я два года ничего не делал, поэтому согласился режиссировать "Спартака" с Кирком Дугласом. Это мой единственный фильм, в котором я не был полновластным хозяином — несмотря на то, что я был постановщиком, мой голос был лишь одним из многих, к которым прислушивался Кирк. Я разочарован фильмом. В нем все хорошо, кроме сценария» В 1960 году актер и продюсер фильма «Спартак» Кирк Дуглас зовет Кубрика в свой проект. Во время работы над фильмом между ними возникает конфликт, положивший конец их дружбе. Годы спустя Кирк Дуглас называл бывшего друга Стэнли Кубрика «талантливым дерьмом». Стэнли Кубрик (слева), Тони Кертис и Лоуренс Оливье на съемках фильма «Спартак». Фото: wikimedia.org «Когда я начал снимать в начале пятидесятых, я получил некоторую известность благодаря тому, что был белой вороной в индустрии, которой заправляла группка воротил из крупных студий. Сам факт того, что я смог что-то смог снять, уже был для всех неожиданным. Но фильм может снять любой, у кого есть элементарный навык обращения с камерой и магнитофоном, большие амбиции и – надеюсь — талант» Несмотря на конфликт Кубрика и Дугласа, «Спартак» имел коммерческий успех и был удостоен четырех «Оскаров». Лоуренс Оливье в роли Марка Лициния Красса Фото: kinopoisk.ru «Фильм должен быть похож скорее на музыку, чем на книгу. Фильм должен быть развитием настроений и чувств. Суть его, все, что находится за эмоциями, раскрывается позже» Фильм «Убийство» в жанре «нуар» был первой картиной Кубрика, снятой на достаточно неплохой бюджет. Он не принес большого коммерческого успеха, но после него о Кубрике заговорили как о самом многообещающем режиссере Америки. Высочайшие оценки поставили «Убийству» Орсон Уэллс и Бернардо Бертолуччи, а образ Джонни Клэя, идущего на дело в шляпе и с портфелем в руках, был спародирован Эльдаром Рязановым в комедии «Берегись автомобиля» Кадр из фильма Фото: filmz.ru «У меня есть жена, трое детей, три собаки, семь кошек. Я не Франц Кафка, страдающий в одиночестве» Стэнли Кубрик редко говорил открыто о своей личной жизни, это породило множество мифов и слухов о нем. В то время как режиссер снимал фильмы, в прессе ходили слухи о нем, как о безумном гении или о сумасшедшем Фото: kinopoisk.ru «Когда я заинтересовался "Лолитой", многим казалось, что снять такой фильм будет невозможно, или, во всяком случае, нельзя будет выпустить его на экран. В результате никаких проблем у нас не было, но страхов и опасений было предостаточно» В 1962 году Стэнли Кубрик переезжает из США в Великобританию, чтобы цензоры не смогли воспрепятствовать выходу экранизации романа Владимира Набокова «Лолита». Сыгравшая роль Долорес Гейз Сью Лайон получила премию «Золотой глобус» в номинации «Самая многообещающая начинающая актриса» Кадр из фильма Фото: filmz.ru «Естественный, свободный человек — это человек злой, деструктивный. Так называемое "добро" — лишь способ, с помощью которого абсолютно отчужденное от человека государство подчиняет людей, превращает их в "Заводных апельсинов"» Исполнитель главной роли в фильме «Заводной апельсин» Малькольм Макдауэлл получил несколько травм непосредственно на съемочной площадке: в одной из сцен у него оказались сломаны ребра, в другой сцене ему повредили глаза, и актер на некоторое время потерял зрение Кадр из фильма Фото: kinopoisk.ru «В человеческой личности есть нечто порочное от природы. У нее есть дурная сторона. Ужасные истории выделяют архетипы бессознательного, давая возможность увидеть темные стороны человека, не сталкиваясь с ней непосредственно» После выхода фильма «Заводной апельсин» в Великобритании в адрес самого режиссера и его семьи начинают поступать угрозы. В итоге фильм изымают из проката в стране Кадр из фильма «Без меня ничего не монтируется. Каждая секунда моего фильма смонтирована мной: я размечаю каждый кадр, выбираю каждый план и собираю все только так, как считаю нужным. Написание сценария, съемки и монтаж — вот из чего состоит процесс создания фильма» В 1997 году режиссер получил премию «За вклад в мировой кинематограф» на Венецианском кинофестивале. В 2000 году Британская киноакадемия удостоила Стэнли Кубрика премии BAFTA за большой вклад в режиссерское содружество Фото: kinopoisk.ru «Производство кино — это худшая из всех возможных форма творческой работы. Она ведется шумным и громоздким материально-техническим и человеческим аппаратом, в ней трудно сосредоточиться, и ее нужно выполнят пять дней в неделю с восьми тридцати до шести тридцати. Не одна творческая личность не захочет добровольно работать в такой обстановке» В 1975 году Стэнли Кубрик выпускает фильм «Барри Линдон» о приключениях ирландского игрока и авантюриста XVIII века Кадр из фильма Фото: kinopoisk.ru «Я думаю, один из аспектов, в котором фильм оказался успешным, это толчок к размышлению над предназначением и ролью человека во Вселенной, затрагивающий людей, которые в своей обыденной жизни никогда не стали бы задаваться подобными вопросами» В 1968 году выходит «Космическая Одиссея 2001». Сценарий к этому фильму Кубрик писал совместно с писателем-фантастом Артуром Кларком. В этой ленте использована музыка Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» и вальс Иоганна Штрауса «Голубой Дунай» Фото: filmz.ru «С самого начала работы над фильмом мы обсуждали способы отображения на экране внеземного существа, которые были бы столь же выразительными, как и само это существо. И вскоре стало ясно, что невозможно представить непредставимое. Все, что можно сделать, это попытаться передать художественными средствами некоторые его качества» Фильм «Космическая Одиссея 2001» номинирован на четыре «Оскара», но получил награду лишь за визуальные эффекты Фото: filmz.ru «Что мне нравится в использовании материала, который написан другими людьми (помимо того, что некоторые вещи я просто не способен был бы написать), так это огромное преимущество прочтения чего-либо впервые. Эти эмоции уже никогда нельзя повторить с той же историей. У меня возникает реакция, похожая на влюбленность» В 1980 году Кубрик экранизировал одноименный бестселлер Стивена Кинга «Сияние». Главную роль в фильме исполнил Джек Николсон, сыгравший писателя, впадающего в безумие в отрезанном от жизни отеле Кадр из фильма Фото: filmz.ru їЯ предпочитаю думать, что мои фильмы достаточно хороши, чтобы захватывать и во время второго, и третьего, и четвертого просмотра» Сборы фильма «Сияние» составили $44 млн при бюджете в $19 млн. Кадр из фильма Фото: filmz.ru «Именно плохие фильмы вдохновляли меня на то, чтобы снимать свои собственные. Я смотрел всякую дребедень и говорил себе: "Я, конечно, ничего не знаю о том, как делать кино, но ничего хуже этого сделать не смогу при всем желании» Кадр из последнего фильма Стэнли Кубрика фильма «С широко закрытыми глазами», вышедшего в 1999 году. Фильм изобиловал сценами эротического содержания и подвергся жесткой цензуре еще до премьеры. Везде, кроме США и Канады, лента вышла в режиссерской версии Фото: filmz.ru «Гибель этой планеты не будет замечена в космическом масштабе» 7 марта 1999 года Стэнли Кубрик умер от сердечного приступа. До объявления причины его смерти британские кинокритики вовсю говорили о нарушении психики кинорежиссера и его навязчивых страхах. Кадр из последнего фильма Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами» Фото: filmz.ru «Я не люблю давать интервью. Твои слова всегда могут передать не так. Или, что еще хуже — процитировать их точно» Стэнли Кубрик — один из культовых режиссеров XX века. За свою 44-летнюю карьеру он снял 13 полнометражных лент, среди которых «Спартак», «Сияние», «Заводной апельсин». У него была репутация чудака, если не безумца. Он ненавидел полеты, требовал, чтобы в письмах, которые ему приходили, использовались только чернила определенного цвета. В течение 20 лет он не дал ни одного интервью Фото: wikimedia.org Другие фотогалереи Празднование Ураза-байрама 13 обедневших миллиардеров России Открытие ММКФ–2023 Военная операция на Украине Советские «Битлз» «В этот момент жизнь в Израиле останавливается» Все галереи