2 декабря одной из величайших оперных певиц XX века Марии Каллас исполнилось бы 100 лет. История Медеи, потерявшей все ради вечной любви, воплощенная артисткой не только на сцене, но и в жизни, — в фотогалерее «Ъ».
«Все решала семья, прежде всего моя мать, которая была главной в доме» Мария Сесилия София Анна Калогеропулос, известная как Мария Каллас, родилась 2 декабря 1923 года в Нью-Йорке в семье мигрантов из Греции. Желанным ребенком она не была: незадолго до появления девочки от менингита умер ее старший брат, поэтому родители хотели сына. Мать, чья музыкальная карьера в юности не сложилась, старалась воплотить в дочери свои мечты
Фото: Global Look Press
После развода родителей в 1937 году Мария уехала с матерью и сестрой в Грецию, где поступила в Национальную консерваторию. В 16 лет певица исполнила партию Сантуццы в студенческой постановке оперы Пьетро Маскани «Сельская честь», после которой ее заметили и пригласили учиться в Афинскую консерваторию. Особую роль в карьере Каллас сыграла педагог Эльвира де Идальго: она помогала юной артистке получать оплачиваемые второстепенные роли, что спасло ее семью во время войны
Фото: AP / Jim Pringle
Профессиональный дебют Каллас состоялся в феврале 1941 года в небольшой партии Беатриче в опере Франца фон Зуппе «Боккаччо». Тогда же у будущей примадонны появились первые недоброжелатели. «Талант Марии был очевиден, с тех пор многие завистники пытались помешать ее появлению на сцене»,— вспоминала одна из ее коллег. Широкое признание у греческой публики певица завоевала спустя год, выступив в заглавных ролях в «Тоске» Пуччини и «Долине» Д'Альбера на сцене театра «Олимпия». Критики называли ее сопрано безграничным и свободным
Фото: AP / Ed Maloney
«Опера по-английски звучит слишком глупо. Никто не воспринимает это всерьез» К моменту отъезда в США в сентябре 1945 года, когда ей еще не было и 22 лет, Каллас выступила уже более 56 раз в семи различных операх и дала около 20 сольных концертов. В Нью-Йорке она прошла прослушивания в Метрополитен-опере. Режиссер-постановщик Эдвард Джонсон предложил певице ведущие партии в «Мадам Баттерфляй» и «Фиделио», однако та почти без раздумий отказалась. Сама Каллас говорила, что считала себя слишком толстой для этих ролей, кроме того, ей не нравилась идея оперы на английском языке. По одной из версий, ее не устроила низкая оплата
Фото: AP / Heinrich Sanden Jr.
Бас Никола Росси-Лемени порекомендовал артистку итальянскому дирижеру Туллио Серафину для партии Джоконды в одноименной опере Понкьелли. И хотя ее выступление на сцене «Арены ди Верона» в августе 1947 года ожидаемого успеха не снискало, именно Серафин открыл миру Каллас: под его руководством она исполнила заглавные партии в операх «Турандот» Пуччини и «Тристан и Изольда» Вагнера
Фото: Ben Martin / Getty Images
Настоящий успех пришел к певице в 1949 году, когда в течение недели она исполнила на сцене театра «Ла Фениче» в Венеции две разноплановые партии — Брунгильды в «Валькирии» Вагнера и Эльвиры в «Пуританах» Беллини. О последней роли она узнала всего за шесть дней до выступления, когда ей пришлось заменить заболевшую вокалистку. В итоге зрители стали свидетелями творческого феномена — «четыре голоса в одном горле». Каллас пела и лирические, и драматические, и колоратурные партии
На фото: с французским певцом Жан-Клодом Паскалем
Фото: AP / Marqueton
«Только когда я пела, я чувствовала, что меня любят» Выступая в Вероне, певица познакомилась с богатым промышленником и большим поклонником оперы Джованни Баттистой Менегини (на фото). Он был старше Каллас на 27 лет, однако это не помешало паре в 1949 году пожениться и прожить вместе 10 лет. Миллионер стал ее первым импресарио и единственным мужем
Фото: AP
«Не говорите мне о правилах. Где бы я ни была, я сама устанавливаю эти чертовы правила» Вскоре после свадьбы Каллас уехала с гастролями в Аргентину. Находясь в туре по Латинской Америке, оперная дива чувствовала себя одиноко, из-за чего у нее начались нервные срывы и депрессия. На фоне стресса она набрала вес
Фото: Getty Images
«Или у вас есть голос, или у вас его нет, и если у вас он есть, вы сразу начинаете петь ведущие партии»
В 1951 году Каллас пригласили в труппу миланского оперного театра «Ла Скала». Шесть раз солистка открывала сезоны, исполняя заглавные партии в операх «Сицилийская вечерня» (1951), «Макбет» (1952), «Весталка» (1954), «Норма» (1955), «Бал-маскарад» (1957) «Полиевкт» (1960)
Фото: AP
Журнал Life: «Ее особое величие было достигнуто в давно забытых, музейных произведениях, которые были вынуты из нафталина только потому, что наконец-то нашлось сопрано, которое может это спеть»
С 1952 года началось длительное и плодотворное сотрудничество Марии Каллас с лондонским Ковент-гарденом. Несмотря на успех, критики постоянно издевались над весом примы. Один из них однажды написал, что «ее ноги как у слона». Певица тут же села на диету
Фото: AP
«Крупной... Да, можно сказать, что так. Но я еще была и высокой женщиной — 173 см, и обычно весила не более 91 кг»
За 18 месяцев Каллас похудела на 36 кг. Певица признавалась, что в это время ела только мясо с овощами. Когда Каллас сбросила вес, дирижер Маэстро Решинье назвал ее «самой красивой дамой на сцене». Многие считают, что резкое похудение стало причиной ранней потери голоса. При этом прима стала уверенней в себе, а ее вокал стал мягче и женственнее
На фото: с итальянским режиссером Лукино Висконти
Фото: AP
Дирижер Леонард Бернстайн: «Публика была без ума. Каллас? Она была чистое электричество» В 1953 году Каллас исполнила Медею в Ковент-гардене, сделав оперу популярной. Сама артистка говорила, что для нее играть Медею — это играть саму себя
Фото: AP
«Служение искусству — тяжелый труд. И в начале, и в середине, и в конце»
В 1956 году она триумфально вернулась в Метрополитен-опера с ролями в «Норме» Беллини и «Аиде» Верди. Каллас выступала на лучших оперных сценах и исполняла классику: партии в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, «Трубадуре» и «Макбете» Верди, «Тоске» Пуччини
Фото: AP
«Почему я должна стыдиться, что получаю за концерт больше, чем президент Эйзенхауэр за целый месяц? Ради бога — пускай поет!» Постоянная депрессия и неуверенность в себе приводили к частой отмене выступлений и скандалам. Однажды администрация «Ла Скала» заявила о болезни артистки, хотя она была здорова, и об этом стало известно прессе. Другой громкий скандал случился, когда Каллас, сославшись на плохое самочувствие, покинула сцену после первого акта, хотя в зале в этот момент находился президент Италии. Это даже привело к судебному иску и серьезно подмочило репутацию примы
Фото: AP
«Когда я встретила Аристо, который был так полон жизни, я стала другой женщиной» В конце 1950-х Каллас познакомилась с греческим судовладельцем, мультимиллиардером Аристотелем Онассисом (на фото), который стал оказывать ей знаки внимания, а затем пригласил в круиз по Средиземному морю. Между ними вспыхнул бурный роман, в результате которого певица бросила мужа, а бизнесмен — жену
Фото: AP
Мария Каллас и бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль во время круиза на яхте Онассиса «Кристина» в 1959 году
Фото: AP
«Сначала я потеряла вес, потом я потеряла голос, а теперь я потеряла Онассиса»
Онассис (на фото) обещал жениться на оперной диве, но так этого и не сделал. Напротив, со временем он стал изменять Каллас, а когда она забеременела, заставил сделать аборт, заявив, что у него уже есть наследник. На нервной почве певица забросила карьеру. В 1961 году во время концерта в «Ла Скала» у нее внезапно пропал голос. В 1968-м миллиардер бросил приму, взяв в жены вдову американского президента Жаклин Кеннеди. После этого певица совершила попытку самоубийства в парижской гостинице
Фото: Noa / Roger-Viollet / AFP
«У меня выработались какие-то стандарты, и я решила, что настало время расстаться с публикой. Если возвращусь, то начну все сначала»
Помимо уникального голоса и узнаваемого тембра, Каллас обладала великим трагическим талантом. Зрители приходили не только послушать ее сопрано, но и насладиться актерской игрой. Однако из-за чрезмерного напряжения и личной драмы карьера оперной дивы оказалась скоротечной. В 1965 году после неудачного выступления в роли Тоски в Ковент-гардене она надолго оставила сцену
Фото: AP
В 1969 году Мария Каллас снялась в кино: режиссер Пьер Паоло Пазолини уговорил ее сыграть роль Медеи в одноименном фильме. И хотя лента не имела коммерческого успеха, она вошла в историю как единственное появление Каллас на большом экране, где артистка в очередной раз показала свои драматические способности. При этом в картине она не поет ни одной песни. «Я видел Каллас — современную женщину, в которой жила древняя, странная, магическая, с ужасными внутренними конфликтами», — говорил итальянский режиссер
Фото: San Marco S.p.A.
«У меня нет более строгого критика, чем я сама… Но публика не станет аплодировать только легенде. Вероятно, она аплодирует потому, что ее ожидания так или иначе оправдались. А суд публики — самый справедливый…»
В 1973 году Каллас снова вышла на сцену, дав десятки концертов в Европе и Америке. Гастроли сопровождались восторженными овациями, однако критики замечали, что аплодисменты зрителей адресованы «легенде», которой когда-то была прима, нежели певице 1970-х годов
Фото: Getty Images
«Было бы лучше, если бы все эти люди, что восхищаются моим голосом, подарили мне бессмертие после моей смерти»
Последние годы жизни одна из самых успешных оперных певиц XX века провела в Париже почти в полном одиночестве, лишь изредка выходя из дома. Мария Каллас скончалась 16 сентября 1977 года в возрасте 53 лет от сердечного приступа. По некоторым данным, Каллас страдала от дерматомиозита — редкого заболевания соединительной ткани и гладкой мускулатуры. Согласно ее воле, прах примадонны был развеян над Эгейским морем
Фото: Herve Tardy / Gamma-Rapho / Getty Images
Мария Каллас вошла в историю мировой оперы благодаря невероятному вокалу. Она до сих пор остается самой продаваемым исполнителем Warner Classics. В 2007 году певица была посмертно удостоена премии «Грэмми» за выдающиеся достижения в музыке. История ее жизни легла в основу нескольких кинолент: драмы «Каллас навсегда» (2002), сериала «Каллас и Онассис» (2005), а также байопика «Мария», где главную роль исполнила Анджелина Джоли (выйдет в 2024 году). В 2017-м в Париже был основан фонд Марии Каллас, а к столетию со дня рождения певицы в Афинах открылся ее музей
Фото: Louisa Gouliamaki / Reuters