26 декабря исполняется 130 лет со дня рождения китайского государственного и политического деятеля, главного теоретика маоизма Мао Цзэдуна. Жизненный путь автора «большого скачка», творца «культурной революции» и одного из основателей Коммунистической партии Китая — в фотогалерее «Ъ».
Мао Цзэдун родился 26 декабря 1893 года на юге Китая в деревне Шаошань уезда Сянтань провинции Хунань. Его отец был мелким земледельцем и много времени проводил в поле, не занимаясь воспитанием сына. Большое влияние на маленького Мао оказала его мать, прививая ему буддистские убеждения, от которых, впрочем, он впоследствии отказался
Фото: AP
Будущий китайский лидер бросил школу еще в 13 лет из-за жестких методов воспитания со стороны учителя, бившего учеников. Отец рассчитывал на помощь сына в ведении хозяйства, однако Мао не тяготел к земледелию, предпочитая проводить время за чтением книг. Осенью 1910 года Цзэдун потребовал от родителей денег на продолжение образования, отец не смог отказать и оплатил сыну обучение в Дуньшанской начальной школе высшей ступени
Фото: AP / Hsinhua News Agency
Вступив в юности в марксистский кружок, Мао Цзэдун принял участие в учредительном съезде Коммунистической партии Китая (КПК) 1921 года. Мао Цзэдун считал необходимым выработать особую коммунистическую идеологию для своей страны, ведущая роль в которой отводилась бы крестьянству. В 1927 году КПК взяла курс на вооруженное восстание, однако оно было быстро подавлено властями. Компартия переживала кризис, а ее численность сократилась до 10 тыс. человек
Фото: AP
Победы коммунисты смогли добиться лишь в 1949 году. Мао Цзэдун провозгласил в Пекине создание Китайской Народной Республики, лидером которой он оставался до конца жизни, возглавляя при этом китайскую компартию. В первые годы после победы в гражданской войне Мао Цзэдун уделил особое внимание аграрной реформе и развитию тяжелой промышленности. Китайский лидер возлагал большие надежды на экономическую и техническую помощь СССР
Фото: AP
«Коммунизм — не любовь. Коммунизм – молот, которым удобно крошить врагов»
Имя Мао Цзэдуна, состоящее из двух слогов, (иероглиф «Цзэ» — «милость, добро, благодеяние»; иероглиф «дун» — «восток») целиком означает «Облагодетельствующий Восток»
Фото: AP
«Мао с Хрущевым не сошлись характерами. Не нравились друг другу, и все тут. Хрущева, например, чуть не выворачивало, когда Мао во время бесед пальцами вынимал из чашки распаренные чайные листы и с удовольствием их жевал. Мы знали, что Мао в узком кругу называет Хрущева идиотом. А Хрущев сначала втихую, а затем во всеуслышание называл Мао "старой калошей"», — вспоминал советский дипломат Андрей Дубровский
Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"
Одним из главных этапов правления Мао Цзэдуна считается курс «большого скачка», направленный на интенсивную модернизацию страны и имевший трагические последствия для народного хозяйства. Был введен принцип равного распределения доходов, упразднялись остатки частных предприятий
Фото: Kim Kyung Hoon / Reuters
Проводимый курс оставил на грани голодной смерти десятки миллионов человек, большая часть из которых — сельское население. Китайская экономика в результате пришла в состояние глубокой депрессии
Фото: Kim Kyung-Hoon / Reuters
Другой громкой кампанией Мао Цзэдуна стала «культурная революция», начатая в 1966 году и нацеленная на то, чтобы под предлогом «реставрации капитализма» устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой. В этот период китайского лидера называли «великим кормчим», «великим учителем» и «великим главнокомандующим»
Фото: Jon Woo / Reuters
Мао Цзэдун определил «культурную революцию» как преобразование надстройки общества, создание новой идеологии, культуры, нравов и обычаев, низвержение буржуазных авторитетов. Начало «культурной революции» совпало с очередной компанией «самокритики», которая заключалась в том, что китайцы (в том числе и партийцы) должны были в письменной форме изложить свои ошибки перед партией
Фото: Kim Kyung Hoon / Reuters
Уже в августе 1967 года все пекинские газеты начали называть тех, кто выступал против политики Мао, «шныряющими по улицам крысами» и открыто призывали к их убийству. При этом арестовывать хунвейбинов (борцов с антимаоистами) запрещалось, а их бесчинствам никто не мешал,а скорее способствовал
Фото: Stringer / Reuters
Мао Цзэдун умер 9 сентября 1976 года, что привело к завершению «культурной революции». Ее последствия были еще более пугающими, чем последствия политики «большого скачка»: пострадали около 100 млн человек. Репрессиям подверглись около 5 млн членов партии. Они были заменены Мао на фанатичных последователей культа личности. Кроме того, была уничтожена значительная часть культурного наследия народов КНР: тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов
Фото: Stringer / Reuters
В память о Мао Цзедуне в ноябре 1976 года началось строительство мавзолея. Он был построен в течение года бригадами добровольцев. Официальное открытие состоялось 9 сентября 1977 года, в первую годовщину смерти Мао
Фото: Reuters
В 1978 году на пленуме ЦК КПК был подвергнут критике культ личности бывшего руководителя КНР, но уже в 1981 году отмечено, что заслуги Мао Цзэдуна «перед китайской революцией далеко превосходят его просчеты»
Фото: Stringer / Reuters
Фактически образ идеолога национального развития превратился в современном Китае в коммерческий бренд. В КНР ежегодно продают десятки миллионов сувениров с изображением Мао, которые в значительной части экспортируются за рубеж
Фото: Carlos Barria / Reuters