Повелитель жуков
Ян Фабр в PinchukArtCentre
Ян Фабр, внук знаменитого энтомолога Жана-Анри Фабра, неутомимого исследователя бабочек, букашек и паучков, описавшего их в фундаментальном труде "Жизнь насекомых", сумел к своим 55 годам достичь не меньшей мировой славы, чем дед. А, возможно, в чем-то и превзойти своего предка. По крайней мере, уж точно в широте художественных интересов и занятий. Действительно, трудно найти сферу, где бы ни наследил этот признанный провокатор, лукаво именующий себя "старомодным романтичным художником". В юности Фабр увлекался акционизмом — публично писал картины собственной кровью, устраивал шоу со сжиганием денег, врученных ему доверчивыми зрителями, заставлял палить в себя из револьвера критиков, а однажды сам взорвал бомбу в помещении театра. Любовь к крови и наследственное пристрастие к червячкам и тараканам, которых Фабр, кажется, втайне отождествляет с людьми, он со временем перенес и на сцену. Этот писатель, философ, скульптор, фотограф и видеоартист имеет репутацию одного из самых радикальных современных европейских хореографов. Классику он, впрочем, не ставит. Спектакли Фабра скорее относятся к современному танцу, а если быть совсем точным, к так называемому физическому театру. Обычно они представляют собой бурную, хаотичную смесь визуальных образов и причудливых телодвижений исполнителей, не боящихся истязать себя на сцене и не стыдящихся демонстрировать самые отвратительные физиологические аспекты человеческой природы. Нередко это вызывает возмущение публики. Несколько лет назад после показа на Авиньонском фестивале нескольких перформансов Яна Фабра и его последователей публика даже обратилась через ведущие газеты Франции к министру культуры страны с требованием прекратить это безобразие и издевательство над вкусом. Разумеется, никто ничего запрещать не стал, министр, лично явившись в Авиньон, проблеял традиционную либеральную мантру о толерантности и свободе, сам же скандал только способствовал популярности художника и режиссера.