Коллекционируй это
Татьяна Маркина о выставке «Личный выбор» в «Гараже»
В Центре современной культуры "Гараж" открылась выставка "Личный выбор: работы из частных коллекций современного искусства" — проект, название которого полностью соответствует его содержанию. Двадцать российских коллекционеров современного искусства выбрали для выставки по одной своей работе, а заодно рассказали, как и зачем они начали собирать искусство и что из этого вышло. Выбор работ действительно оказался личным, то есть в значительной степени произвольным: здесь есть все, от Ай Вэйвэя до Сергея Браткова, но вместе они представляют не столько современное искусство, сколько сформировавшийся в России институт его коллекционирования. Почти сквозь все эссе коллекционеров лейтмотивом проходит тема "покупаем то, что нравится". Сами эти эссе — не менее интересные объекты выставки, чем картины и скульптуры. Если бы в проекте поучаствовало, к примеру, сто коллекционеров современного искусства (это не претензия к организаторам выставки, а мечта о несбыточном — такого количества людей, не только любящих современное искусство, но и готовых тратить на него деньги, во всей России не наберется), эти эссе могли бы стать материалом для социологического исследования. Но здесь они — скорее личные истории о взаимоотношениях коллекционера с современным искусством: "Я заметила, что постепенно мой вкус претерпевает изменения, а за ним и взгляд на те или иные произведения или процессы в художественной среде: Но недавно я посмотрела на работы, приобретенные мною раньше, и поняла, что ни в чем не разочарована и все они отражают историю моей жизни" (Маргарита Пушкина); "С начала 2000-х я начал систематически собирать современное искусство, отслеживать, что у меня есть, а чего нет. Настоящий коллекционер должен включать в свое собрание даже то, что ему не нравится" (Виктор Бондаренко); "Коллекционирование — это часть натуры. В нем мною движут любовь к искусству и безумие. Сначала мне казалось, что я должен собирать самые лучшие вещи самых лучших художников. Сейчас я стараюсь покупать без всякой системы вообще, без какого-то коммерческого умысла. Нравится — беру" (Игорь Маркин). Хитрость "Личного выбора" состоит в том, что, показывая одну работу из своего собрания публике, коллекционер из частной персоны неизбежно становится общественной. А необходимость объяснять причины своего выбора — почему показана именно эта работа именно этого художника — пробуждает и во владельце работы, и в ее зрителе чувство ответственности и сопричастности друг другу.