К концу марта московские власти рассчитывают определиться с инвестором, который возьмется за расчистку территории ЗИЛа на юго-востоке столицы и строительство здесь нового жилого района. Пока участники проекта стоимостью около 200 млрд руб. договариваются между собой, «Ъ» попал за главную проходную ЗИЛа. Об уникальных бронированных лимузинах, заброшенных цехах завода, подробностях сохранения производства и будущей стройки рассказывает МАРГАРИТА ФЕДОРОВА.
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
На въезде с Третьего транспортного кольца (ТТК), почти сразу после центральной проходной, стоит памятник Ленину. За ним высится похожее на гору серое здание — кузовной цех, который пока планируют реконструировать и превратить в культурный центр. Здесь начинается главный бульвар ЗИЛа
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Вдоль бульвара тянутся производственные цеха, фасады которых архитекторы предлагают сохранить. Арматурный корпус (на фото) – один из них
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Справа от бульвара за пустующей теперь доской «Передовики производства» и обесточенными цехами появится жилой район
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Главный бульвар упирается в круг, в центре которого стоит памятник одному из легендарных зиловских грузовиков, используемых Красной армией во время Второй мировой войны — ЗИС-5. На базе ЗИС-5 было запущено серийное производство гвардейских минометов, известных в народе как «Катюша»
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Раньше здесь располагались литейные и механосборочные цеха, а сегодня группа ТЭН ведет строительство спортивного комплекса «Арена легенд» площадью 425 тыс. кв. м
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Когда попадаешь за проходную ЗИЛа, кажется, что время остановилось: мимо проезжает советский грузовик ЗИЛ-130, по пути встречается доска «Передовики производства»
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Сталкеровские пейзажи пользуются спросом среди киношников: одни разыгрывают в этих декорациях постановочные бойни, другие арендуют просторные цеха завода под студии
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Большинство цехов ЗИЛа сегодня не отапливаются и не освещаются, во многих разбиты стекла. После сноса части из них необходимо будет срезать грунт на глубину 2–3 м, а в случае литейных — все 6–8 м. И все это вывезти, что, по предварительным расчетам, обойдется почти в 9 млрд руб.
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Сегодня основное производство на территории ЗИЛа располагается в прессовом корпусе: здесь совместное японско-российское предприятие ООО «Альфа Аутомотив Технолоджи» штампует металлические детали для легковых автомобилей
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В будущем на территории прессового корпуса разместится производство самого ЗИЛа. Пока же детали зиловских грузовиков безмолвно ждут своей очереди
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Когда-то в автосборочном корпусе (на фото) — ранее главный конвейер — собирались грузовики для народного хозяйства и военно-промышленного комплекса. Сейчас в корпусе идут работы по демонтажу, так как в отличие от рамных грузовиков ЗИЛа контрактные машины собираются совсем по иным технологиям. Этот корпус вместе с другими строениями завода должен отойти «МосавтоЗИЛу» (СП ЗИЛа и Сбербанка, которое должно заниматься сборкой легковых автомобилей иностранных марок, в частности Fiat, Renault)
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В годы расцвета ЗИЛа, конец 1970-х — начало 1980-х годов, на заводе ежегодно выпускалось около 200 тыс. машин, а работало около 80–85 тыс. человек. Тогда 700-метровый конвейер, за которым стояло около 1,2 тыс. рабочих, грузовик проходил в среднем за 1,5 минуты. Окончательно конвейер был остановлен в конце 2013 года
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В 2014 году завод рассчитывает вновь запустить производство новой модели грузовиков. Это будет ЗИЛ-432940, оснащенный двигателем Минского моторного завода стандарта «Евро-4». Производство планируется разместить на территории прессового корпуса
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Лабораторный корпус ЗИЛа — гараж уникальных автомобилей. Первый грузовик, произведенный заводом, — красный АМО-Ф-15 — хранится где-то помещениях корпуса, бочком друг к другу стоят собранный вручную синий автобус «Юность» и первый советский междугородный автобус ЗИС-127
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Здесь, в лабораторном корпусе, под брезентом спят грузовики ЗИС-150, не выпускающиеся с 1957 года
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Лимузины — один из символов ЗИЛа,— чей внешний вид уже много лет остается практически неизменным
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В СССР цех по производству автомобилей представительского класса выпускал 25 лимузинов в год. В те времена в нем работало около 600 высококвалифицированных специалистов, ведь каждая деталь этой машины производится вручную. Сегодня здесь осталось всего 40 человек, за последние пять лет цех выпустил для частных заказчиков лишь 15 лимузинов
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
За месяц один жестянщик может выдолбить не больше двух комплектов крыльев — передних и задних
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В цехе, где производятся лимузины, нет конвейера. Все детали фиксируются и привариваются на стапеле-кондукторе, после чего рихтуются. Среди своих рихтовальщики называются «хирургами по металлу»: как крем на лицо, они намазывают на машину свинцово-оловянный сплав — около 300 кг на один автомобиль,— чтобы убрать все дефекты
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В 2012 году на ЗИЛе был собран новый президентский лимузин ЗИЛ-4112Р. Конструкторы специально сохранили легендарный внешний вид зиловских лимузинов, но обновили «начинку» и изменили интерьер. Салон сделан по типу Pullman, когда сиденья расположены друг против друга. На автомобиль установлена новая система охлаждения двигателя, изменена система энергообеспечения. Интересная особенность: у лимузина шесть дверей, и средние двери, в отличие от аналогичных по классу автомобилей, открываются. До сих пор заказ на его производство ЗИЛ не получил
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
У цеха автомобилей представительского класса есть собственная коллекция лимузинов ЗИЛ. Лимузины, производимые для гаража особого назначения, после десяти лет эксплуатации утилизировались, поэтому почти все экземпляры этой коллекции уникальны. Среди них — ЗИС-115 1953 года выпуска. Это бронированная версия ЗИС-110: толщина боковых стекол — 75 мм. Всего было выпущено 32 лимузина ЗИС-115, из которых сохранилось только четыре машины. На одном из таких автомобилей ездил Сталин
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В коллекции ЗИЛа единственный в мире белый ЗИС-101, все остальные лимузины завода — черные
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
Один из ЗИС-101 был обнаружен в ходе строительства ЦКАД, и сейчас его восстанавливают
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов