25 февраля Алексею Балабанову исполнилось бы 62 года. Один из самых неоднозначных и известных российских режиссеров, создатель фильмов «Про уродов и людей», «Груз 200» и культовой дилогии «Брат» — в фотогалерее “Ъ”.
«Я вырос в промышленном центре, где не существовало никакой другой логики, кроме как "все побежали, и я побежал". Единственное, чем я отличался от остальных, — я любил делать бомбы из наборов "Юный химик". Я знал много разных составов, смешивал и взрывал. Зачем? Зачем из рогатки воробьев убиваешь? Потому что это часть охотничьего инстинкта. Зачем стекла бьешь в домах? Ради удовольствия»
Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков
Фото: Адиль Кусов
«Я всегда хотел экранизировать "Камеру обскуру" Набокова. Но, думаю, не смог бы, как он, уехать и писать на чужом языке. Хотя в молодости у меня даже было такое желание. А потом устроился на работу, и все само собой забылось»
После службы в армии Алексей Балабанов четыре года работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 году он окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров (экспериментальная мастерская «Авторское кино»)
Фото: Верещагин Игорь / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«От окружающего мира я спасаюсь у себя в комнате. Сажусь и занимаюсь своими делами. Дома меня почти никто не трогает, дома меня уже все знают»
Фильм «Счастливые дни» (1992 год, кадр — на фото) по роману Сэмюэла Беккета стал дебютом Алексея Балабанова. Кроме того, это кино было первой большой совместной работой Балабанова и Виктора Сухорукова, исполнившего главную роль. Позднее актер снялся практически во всех фильмах режиссера и, будучи хорошо знаком с Балабановым, характеризовал его так: «Служение кинематографу награждает его одиночеством, затворничеством, нелюдимостью, эмоциональной скудостью и заметным невниманием к людям вокруг. Эгоист. Улыбка — редкость. Слез я не видел никогда. Редко жалуется на судьбу, но и радуется не часто»
Фото: Ленфильм
«У меня нет круга общения, я редко выхожу из дома, не поддерживаю старых знакомств и терпеть не могу пустопорожних разговоров»
С 1990 года Алексей Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при содействии которой снял большинство своих фильмов
На фото: с актером Сергеем Бодровым-младшим
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко
«Денег не было снимать интеллектуальные фильмы. В то время уже была очень популярна бульварная литература. Я прочел "Антикиллер" Корецкого и решил снять фильм про бандитов — модно было»
Фильм «Брат» (1997, кадр — на фото), как и его продолжение «Брат-2» (2002), считается главной работой Алексея Балабанова, прославившей его среди широкой аудитории, которая сразу после выхода в прокат разобрала картину на цитаты. Исполнитель главной роли Сергей Бодров-младший стал одним из самых популярных российских актеров
Фото: Кинокомпания СТВ
«Я даже в Монреале один раз попал в обезьянник. Так, по глупости. Потому что они законопослушные, а я — нет. Полицейскому одному не понравился, вот и все. Послал его на хер, потому что он меня заставил стоять в миграционной очереди, а я на фестиваль опаздывал. Он пистолет вытащил, наручники, заставил меня руки за голову положить — в общем, весь набор. У нас бы все проще было: милиционер даст тебе по башке, и ты сидишь тихо»
Фото: Коммерсантъ / Алексей Куденко
«У каждого режиссера есть только один хороший фильм. Мне "Про уродов и людей" нравится»
Алексей Балабанов, не раз уверявший, что собственные фильмы не любит, лучшей своей работой считал «Про уродов и людей» (1998). За эту стилизованную черно-белую драму режиссер был удостоен премии «Ника»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Семенов
«У меня плохая память на все современное: ни имен, ни названий, ничего не помню»
Фильм Алексея Балабанова «Морфий» (2008, кадр со съемок на фото) был снят по сценарию Сергея Бодрова-младшего по мотивам рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» и «Морфий». В фильме, впрочем, мало общего с одноименным произведением
Фото: Олег Беляев
«Даже не помню, когда я последний раз смеялся. Я такие вещи не записываю. Помню только, что когда в восьмидесятом году я по студенческом обмену учился в Манчестере, то жил в старой рабочей семье. В этой семье дети были, внуки приходили. И мне это очень забавным казалось — что дети на английском разговаривают. Я ведь до этого никогда не слышал, чтобы дети на английском говорили»
На фото: кадр из фильма «Кочегар» (2010 год)
Фото: Кинокомпания СТВ
«Никогда не выяснял своих отношений с Богом. Мне, в отличие от Терри Гиллиама, и так все понятно»
«Я тоже хочу» (2012, кадр на фото) — последний фильм Алексея Балабанова, который он снимал уже будучи тяжело больным
Фото: Кинокомпания СТВ
«Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру – узнаю»
18 мая 2013 года, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в Сестрорецке, Алексей Балабанов скончался на 55-м году жизни
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков